Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 55 620050 Свердловская обл. г. Екатеринбург, ул. Минометчиков 32 mdou-kombvid55@eduekb.ru +7 (343) 366-53-75 ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 55 Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. РЕЖИМ ДНЯ в МБДОУ на 2024-2025 уч.год Екатеринбург, 2024 г. Режим и распорядок дня в дошкольных группах Режим дня представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувст вие и активность ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Режим и распорядок дня устанавливается с учетом санитарноэпидемиологических требований, условий реализации программы Организации, потре бностей участников образовательных отношений. Основными компонентами режима в ДОО являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в определенные возрастные перио ды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности. Дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны, у них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, система условных рефлексов, что помогает организму ребенка физиологически переключаться между теми или иными видами де ятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке , занятиям, отдыху. Нарушение режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, активной деятельности и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. Режим дня должен быть гибким, однако неизменными должны оставаться время приема пищи, интервалы между приемами пищи, обеспечение необходимой длительности суточного сна, время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки. При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование с амостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребенка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки. Время образовательной д еятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию ви ды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической ак тивностью. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны соответствовать требованиям, предусмотренным Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.368 5-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2, действующим до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СанПиН 2.4.364820 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным Постановлением Главного государс твенного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее – Санитарно-эпидемиологические требования). Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, образовательная деятельность переносится на прогулку (при наличии условий). Согласно пункту 185 Гигиенических нормативов при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сн а, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Режим питания зависит от длительности пребывания детей в ДОО и регулируется СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания населения», у твержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Россий ской Федерации от 27 октября 2020 года № 32 (далее –СанПиН по питанию). Согласно пункту 183 Гигиенических нормативов Организация может корректи ровать режим дня в зависимости от типа организации и вида реализуемых образовательных программ, сезона года. Ниже приведены требования к организации образовательного процесса, режиму питания, которыми следует руководствоваться при изменении режима дня. Требования и показатели организации образовательного процесса (извлечения из СанПиН 1.2.3685-21 Таблицы 6.6, 6.7) Показа тель Нормат ив Возраст Требования к организации образовательног о процесса Начало занятий не ранее все возраста 8.00 Окончание занятий, не позднее все возраста 17.00 Продолжительность занятия для дете й дошкольного возраста, не более 15 мин ут 20 мин ут 25 мин ут 30 мин ут от 3 до 4 лет от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет Продолжительность дневной суммарной образователь ной нагрузки для детей дошколь ного возраста, не более от 3 до 4 лет от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет 30 мину т 40 мину т 50 минут или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна 90 мину т Продолжительность перерывов между занятиями, не менее все возраста 10 мину т Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее все возраста 2х минут Показатели организации образовательного процесса Продолжительность ночного с на не менее 4–7 лет 11 часо в Продолжительность дневного сн а, не менее 4–7 лет 2,5 часа для детей до 7 лет 3 часа в день Продолжительность прогулок, не ме нее Суммарный объем двигательной активности, н е менее все возраста 1 часа в день Утренний подъем, не ранее все возраста 7 ч 00 мин до 7 лет 10 мину т Утренняя зарядка, продолжительн ость, не менее Приложение № 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Режим дня Режимные моменты Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность Подготовка к завтраку, завтрак Организованная образовательная деятельность Свободнаяигра, самостоятельная деятельность Второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъем, самостоятельная деятельность Полдник Игры, самостоятельная деятельность, организованная образовательная деятельность, экологическая минутка, чтение художественной литературы Подготовка к прогулке, прогулка Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 7.30 – 8.30 7.30 – 8.30 7.30 – 8.30 7.30 – 8.30 8.30 – 9.00 8.30 – 9.00 8.30 – 9.00 8.30 – 9.00 9.00 – 9.40 9.00 – 9.40 9.00 – 9.40 9.00 – 9.40 9.40 – 10.00 9.40 – 10.00 9.40 – 10.00 9.40 – 10.00 10.00 – 10.15 10.00 – 10.15 10.00 – 10.15 10.00 – 10.15 10.15 – 11.45 10.15 – 11.45 10.15 – 11.45 10.15 – 11.45 11.45 – 12.00 11.45 – 12.00 11.45 – 12.00 11.45 – 12.00 12.00 – 13.00 12.00 – 13.00 12.00 – 13.00 12.00 – 13.00 13.00 – 15.00 13.00 – 15.00 13.00 – 15.00 13.00 – 15.00 15.00 – 15.30 15.00 – 15.30 15.00 – 15.30 15.00 – 15.30 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 16.00 – 17.00 16.00 – 17.00 16.00 – 17.00 16.00 – 17.00 17.00 – 18.00 17.00 – 18.00 17.00 – 18.00 17.00 – 18.00 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ Осуществляя режимные моменты, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Приближенный к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада способствует его комфорту, хорошему настроению и активности. Прием пищи. Не следует заставлять детей есть, важно, чтобы они ели с аппетитом. Надо учитывать, что дети едят с разной скоростью, поэтому следует предоставлять им возможность принимать пищу в своем темпе. Недопустимо заставлять ребенка сидеть за столом в ожидании еды или после ее приема. Поев, ребенок может поблагодарить и заняться самостоятельными играми. Прогулка. Для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности, профилактики утомления необходимы ежедневные прогулки. Нельзя сокращать продолжительность прогулки. Важно обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в течение дня. Ежедневное чтение. В режиме дня целесообразно выделить постоянное время для ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социальнонравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие — у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами. Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей. Дневной сон. Необходимо создавать условия для полноценного дневного сна детей. Для этого в помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку, обеспечить постоянный приток свежего воздуха. Кроме того, быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют полноценная двигательная активность в течение дня и спокойные тихие игры, снимающие перевозбуждение. Физкультурно-оздоровительная работа. В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Под руководством медицинского персонала следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности. Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки. В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня. Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования. Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Ежедневно следует проводить утреннюю гимнастику. В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1-3 минуты. Режим двигательной активности Количество и длительность занятий (в мин.) в Формы зависимости от возраста детей Виды занятий работы 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 3 раза в 3 раза в 2 раза в 2 раза в в помещении неделю неделю неделю неделю 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин Физкультурные занятия 1 раз в 1 раз в на улице нет нет неделю 25 неделю 30 мин мин утренняя ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно гимнастика 5-6 мин 6-8 мин 8-10 мин 10-12 мин ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно подвижные и 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза спортивные утром и утром и утром и утром и игры и раза раза раза раза Физкультурно- упражнения на вечером вечером вечером вечером оздоровительна прогулке 15-20 мин 20-25 мин 25-30 мин 30-35 мин я работа в 3-5 раз 3-5 раз 3-5 раз 3-5 раз режиме дня ежедневно, ежедневно, ежедневно, ежедневно, физкультминутк в в в в и (в середине зависимост зависимост зависимост зависимост статического и от вида и и от вида и и от вида и и от вида и занятия) содержани содержани содержани содержани я занятия я занятия я занятия я занятия 1 раз в 1 раз в 1 раз в 1 раз в физкультурный месяц 20 месяц 25 месяц 30 месяц 35 досуг Активный мин мин мин мин отдых физкультурный 2 раза в год 2 раза в год 2 раза в год нет праздник 40 мин 60 мин 60 мин самостоятельно е использование Самостоятельн физкультурного ая двигательная Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно и спортивнодеятельность игрового оборудования самостоятельны е подвижные и Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно спортивные игры