Коррекционно-развивающая программа пед.-психолога для детей с ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 55

ПРИНЯТО
Педагогическим советом МБДОУ – детский сад
комбинированного вида № 55
Протокол № 1 от «29» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ – детский сад МБДОУ –
детский сад комбинированного вида № 55
Приказ № 62 от «29» августа 2022 г.

Секретарь __________ Л. Л. Аванесян

Заведующий __________ Е. Ю. Шадрина

Коррекционно-развивающая
программа педагога-психолога для
детей с ОВЗ
«Формирование и развитие пространственновременных представлений у детей с задержкой
психического развития»
Направленность программы – коррекционно- развивающая
индивидуально-ориентированная

Составила: педагог-психолог I KK
Гиршацкая Светлана Александровна
Екатеринбург,
2024
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка........................................................................................ 3
2. Календарно-тематическое планирование .......................................................... 7
3. Планируемые результаты .................................................................................................. 12
4. Система оценки результатов освоения программы
14
5. Методическое обеспечение программы
15
5. Дидактические игры и упражнения ................................................................. 15
4. Список литературы ............................................................................................ 18
5. Приложение ....................................................................................................... 19

2

Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Формирование у ребенка пространственно-временных представлений - одно
из важнейших условий его успехов. Программа «Формирование
пространственно- временных представлений у детей дошкольного возраста»
является
коррекционноразвивающей
психолого-педагогической,
рекомендуемой
к
реализации
в
организациях,
осуществляющих
образовательную деятельность с воспитанниками, испытывающими трудности
в обучении и развитии (в том числе, детьми с ограниченными возможностями
здоровья); направленная на преодоление проблем и компенсацию недостатков,
адаптацию в образовательной среде и др.
Пространственно-временные представления у детей с ЗПР формируются дольше,
чем у детей с сохранным интеллектом. Если ориентация в пространстве и во времени
нарушена, то у ребенка слабо развиваются связная речь, письмо и математические
представления.
Несформированность пространственно-временных представлений проявляется:
• при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке
разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения
числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при
измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;
• при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних
элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
• при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек,
что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках
при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логикограмматических конструкций;
• при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в
пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;
• при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора
направления движения при перестроении под команду (правая – левая
ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения
на другое.

Коррекционно-развивающая программа разработана на основе программы
Н.Я. Семаго «Методика формирования пространственно-временных
представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста». В
зависимости от индивидуальных особенностей детей в структуру занятий также
включаются игры или упражнения, направленные на развитие зрительного
восприятия, зрительно - моторной координации, слухоречевой памяти,
произвольного внимания, логического мышления. Актуальность программы
заключается в возможности оказания психолого-педагогической помощи
3

обучающимся с обозначенными трудностями в формировании высших
психических функций, актуального интеллектуального развития и является
важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего
обучения в школе.
В исследованиях многих ученых, в частности А.В. Семенович, Н. Я.
Семаго делается вывод о том, пространственно-временная организация
деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и
пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе
дальнейшего формирования высших психических функций (далее ВПФ), а
также эмоциональной жизни ребенка.
Недостаточность сформированности пространственных, пространственно
- временных и квазипространственных представлений влияет на уровень
интеллектуального развития ребенка. Соответственно, при специальной
помощи, при коррекции пространственных представлений в интеллектуальном
развитий детей происходят положительные изменения. Нельзя рассматривать
формирование и развертывание во времени пространственных представлений
вне развития произвольности психической активности и эмоциональноаффективной сферы.
Цель программы – развитие пространственных и пространственно-временных
представлений как важной базовой составляющей психической деятельности.
Задачи:
➢ Развивать пространственные представления о собственном теле в
вертикальной и горизонтальной плоскостях;
➢ Формировать целостную картину мира в восприятии пространственных
взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурнотопологические представления);
➢ Формировать представления о взаимоотношениях внешних объектов
между собой;
➢
Формировать навык представления пространственных представлений на
вербальном уровне (речевая деятельность как одна из основных составляющих
стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка);
➢ Развивать квазипространственные представления;
➢ Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Программа построена на технологии дифференцированного подхода,
учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребёнка.
Предлагаемая программа может служить основой для организации
образовательной деятельности с детьми, имеющими разный уровень
сформированности пространственных представлений и «зону ближайшего
развития».
4

В данном случае педагог-психолог адаптирует программу с учетом особых
образовательных потребностей ребенка:
•
сокращает или дополняет отдельные части программы,
•
увеличивает количество занятий по наиболее трудным темам.
Программа может реализоваться в подгрупповой и/или индивидуальной
формах. В рамках групповой работы с детьми дошкольного возраста (5-7 лет)
численность группы - 2-4 чел. Периодичность занятий с детьми с задержкой
психического развития 2 раза в неделю, продолжительность занятия 15-20
минут, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
ребенка с ЗПР. Желательна однородность состава участников по уровню
развития познавательных процессов, специфике нарушений, возрасту. При
индивидуальной работе занятия строятся с учетом уровня актуального развития
ребенка.
Формы занятий:
➢ изучение основ теоретических знаний в игровой форме;
➢ практические занятия в игровой форме.
Формы подведения итогов реализации программы:
➢ текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия,
направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и
формирование практических умений;
➢ итоговая диагностика по результатам участия детей в итоговом
мероприятии для родителей и воспитателей дошкольных образовательных
учреждений.
Участники программы:
Обучающиеся по программе дошкольного общего образования, в том числе,
адаптированной для детей с задержкой психического развития; при
отклоняющемся развитии (парциальная несформированность ВПФ, тотальное
недоразвитие, «мягкие» варианты искаженного развития, дисгармоничное
развитие), имеющие трудности в обучении, связанные с недостаточной
сформированностью пространственных и пространственно-временных
представлений.
Научные, методологические и методические основания программы
Данная программа построена на основе возрастного, культурно- исторического
и структурно-системного подходов к пониманию закономерностей развития
психики и личности ребенка, которые были разработаны Л.С. Выготским, А.Р.
Лурия, Д.Б. Элькониным. Основные идеи, являющиеся методологическими
основаниями программы:
➢ психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется
определённым возрастным закономерностям, а также имеет свою
5

специфику, отличную от другого возраста;
➢ состояние развития никогда не определяется только его актуальным
уровнем, необходимо учитывать и созревающие функции, или зону
ближайшего развития, причём последней отводится главная роль в
процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра
станет для ребёнка уровнем его актуального развития;
➢ среда является источником развития ребёнка;
➢ одно и то же воздействие по-разному сказывается на детях разного
возраста в силу различных возрастных особенностей обучение является
движущей силой развития ребёнка, или «обучение ведёт за собой
развитие», но лишь такое обучение, которое связано с зоной ближайшего
развития ребёнка;
➢ психика имеет свою логику развития: более поздние структуры
возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного
преобразования более ранних структур;
➢ активность, инициативность и субъектность - важнейшие условия
полноценного развития ребёнка.
Теоретической базой программы является:
➢ Нейропсихологический подход. В рамках этого подхода А.В. Семенович
делает вывод о том, что пространственно-временная организация
деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и
пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе
не только дальнейшего формирования высших психических функций, но
и эмоциональной жизни ребенка.
➢ идея триединства теории, диагностики и коррекции, сформулированная
М. М. Семаго, которая позволяет построить онтогенетически адекватную
и эффективную развивающую работу с ребенком.
➢ взгляды Н.Я. Семаго и М.М. Семаго на формирование пространственных
представлений у детей.
Принципы построения программы:
➢ принцип «нормативности». Учет уровней в структуре пространственных
представлений дает возможность более точного определения уровня их
сформированности и «зоны ближайшего развития» для ребенка.
➢ принцип доступности. Посильность заданий обеспечит их успешное
выполнение, что непременно принесет удовлетворение ребенку, а,
следовательно, будет формировать положительное отношение к учебной
деятельности, что чрезвычайно важно.
➢ принцип вербализации. Работа над каждым уровнем предполагает
обязательную вербализацию всех представлений.
6

➢ принцип системности. Структура заданий от этапа к этапу усложняется:
от наиболее простых топологических, координатных, метрических
представлений вплоть до лингвистических представлений (пространство
языка), наиболее поздно усваиваемых ребенком.
➢ принцип полимодальности. Развивающий эффект достигается за счет
привлечения к выполнению задания максимально возможного числа
анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного,
кинестетического), комплексная работа которых обеспечивает
формирование более устойчивых и правильных пространственных
представлений.
I год обучения
Цель: сформировать пространственно-временные представления у
дошкольников с задержкой психического развития от 4 до 5 лет.
Задачи первого этапа обучения:
• научить: ориентироваться в схеме собственного тела; воспринимать
местоположение и удаленность предметов в пространстве (в знакомом и
незнакомом помещении); воспринимать пространственные отношения
между предметами;
ориентироваться на листе бумаги; правильно использовать и понимать
пространственные предлоги;
• сформировать: знания об окружающем пространстве; временные понятия
и представления; представления о последовательности различных событий
(что было раньше, что позже); умение воспроизводить временные ряды
(части суток);
• расширить словарный запас;
• активизировать познавательную деятельность;
• развивать: познавательную компетентность, восприятие, внимание,
память, предметно-действенное, наглядно-образное и словеснологическое мышление, речевую сферу, воображение, сенсомоторные
функции.
Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции и
развитию пространственно-временных представлений (познавательной
активности)
I этап (первый год обучения)
Направление и примерные виды работ
Диагностика
Схема тела
Формирование и закрепление представлений о частях
тела, о собственном лице. Работа проводится по
7

Части лица

вертикальной оси, вначале перед зеркалом, потом через
этап движения, прощупывания, а затем с закрытыми
глазами.
-Показ по инструкции взрослого (игра «Львята»)
-Использование в речи («Найди у соседа, назови
правильно»)
-Работа с иллюстрациями
Работа начинается с анализа расположения частей лица
по параметрам:
-выше всего;
-ниже всего;
-выше, чем;
-ниже, чем.
Вводятся предлоги «над», «под», «между».
-используются схемы: (над), (под), (между)
(Первоначально предлог выделяется интонационно,
чтобы помочь детям ответить на вопросы: «Что
находится под бровями?»
Затем детям предлагается отвечать на вопросы с
использованием в речи предлогов: «Где находятся
глаза?»)

Части туловища

Аналогично анализируется положение частей туловища
-рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо)
-непосредственно туловища (шея, плечи, грудь, спина,
живот)
-ног (стопа, голень, колено, бедро)

Расположение
объектов
по
отношению
к
собственному
телу
Восприятие
цвета, величины,
размера, формы

Предлоги: «над», «под», «между»
Отработка и анализ расположения объектов во внешнем
пространстве по вертикальной оси (через
представления: «выше, чем…, «ниже, чем»…, предлоги
над, под, между)
Работа над закреплением представлений о цвете
геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг,
треугольник) с использованием дидактических игр
(«Найди свою пару», «Из каких геометрических фигур
сложен рисунок» и др.), на основе природного
материала (листья: цвет, форма, величина); работа с
конструктором
8

Работа над формообразующими движениями
Работа над понятиями длинный – короткий, длиннее –
короче; широкий – узкий, шире – уже; глубокий –
мелкий, глубже – мельче; толстый – тонкий, толще –
тоньше
Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…»
При активном участии детей анализируется, что нельзя
описать словами «выше»,
«ниже», «над», «под» расположение частей тела, если
оно находится в горизонтальном положении
Переход к объектам во вне и введение представления
«Ближе к…»,
«дальше от …» (Анализ расположения объектов в
горизонтальном пространстве производится только по
отношению к себе как объекту).
Проведение упражнений по сопоставлению
вертикальной и горизонтальной организации объектов в
пространстве, включая собственное тело, и переносу
понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость.
Расположение
объектов по
отношению к
собственному
телу

Предлоги «перед», «за».
По аналогии с переходом от понятий «выше», «ниже» к
понятиям «над», «под» отрабатываются (вначале на
уровне тела – в первую очередь рук – и только после
этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед»,
«за».
Работа над понятиями «ближе, чем…», «дальше, чем…»
Переход от анализа горизонтального пространства
«впереди» в анализ «бокового» горизонтального
положения. Работа начинается с собственного тела (рук,
ног) с переходом на внешние объекты, расположенные в
горизонтальной плоскости «сбоку» (не важно: справа
или слева), но анализируемые с позиций близости
«ближе, чем …», «дальше, чем…»
Работа с геометрическим материалом

II этап программы
Цель:
сформировать
пространственно-временные
дошкольников с ЗПР от 5 до 7 лет.
9

представления

у

Задачи второго этапа обучения:
•
сформировать: умение воспроизводить временные ряды (части суток,
времена года, названия месяцев, дней недели); умение понимать слова «вчера»,
«сегодня», «завтра»; умение понимать и использовать понятия «сначала»,
«потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;
•
активизировать и развивать познавательную деятельность;
•
развивать: умение различать длительность отдельных временных
интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) с использованием песочных часов и
звукового таймера; умение определять время по часам (механическим,
электронным, кварцевым) с точностью до 1 часа. Календарно-тематическое
планирование занятий по коррекции и развитию пространственно-временных
представлений (познавательной активности)
II этап (второй год обучения)
Направление и примерные виды работ
Диагностика
Работа
над Работа над теми частями собственного тела, которые
представлениями
могут отражать метрические соотношения по оси:
«право-лево»,
«право-лево»
ориентируясь
на используется комплекс заданий, требующих анализа
собственное тело.
расположения отдельных частей рук, а затем ног.
В первую очередь работа проводится с ведущей рукой
ребенка (соответственно ведущей ногой).
Выполнение двигательных упражнений по словесной
инструкции, упражнений на слухо-моторную, зрительно
- моторную координацию, на развитие ритмической
организации деятельности.
Отработка понятий
«правее, «левее»
относительно
собственного тела.

Переход к анализу
взаиморасположен
ия объектов во
внешнем
пространстве
с
позиции «правойлевой»

Работа над понятиями «правее», «левее»
В отношении правой руки- то, что «дальше», то «правее;
в отношении левой руки- то, что «дальше», то «левее».
По аналогии отрабатываются и закрепляются указанные
представления на правой и левой ногах.
Выполнение двигательных упражнений по словесной
инструкции.
Работа над представлениями: «слева от…», «справа
от…», «левее, чем…», «правее, чем…»
Отрабатываются представления «слева от…», «справа
от…», «левее, чем…», «правее, чем…», (необходимо
возвращаться к ранее усвоенным представлениям,
чередуя их с осваиваемыми в этот момент)
Работа над представлением «Сзади» «Для завершения
овладения топологическими, координаторными и
метрическими представлениями с выходом на
10

ориентировки

целостное представление о пространстве необходимо
отработать пространственное представление «сзади»
как в его метрической части – ближе ко мне (сзади),
дальше от меня (сзади), так и координаторной части –
сзади сверху, сзади снизу, сзади слева, сзади справа.
Определение сторонности объектов, находящихся
напротив.
Работа над определением «правой-левой» стороны у
объекта, человека, находящегося напротив.
Дидактические игры: «Покажи у товарища»,
«Твоя правая рука – моя правая рука» и др.

Работа с линейной
последовательност
ью
предметного
ряда

Работа с предметами, расположенными в неизменном
порядке, в определенном направлении (слева –
направо). Например: первым (в крайней левой
позиции) изображается арбуз, вторым виноград, и так
до десяти изображений. Далее определяется, что было
нарисовано «До» какого- либо из изображений и,
соответственно, «после» него.

Работа с числовым По аналогии анализируется число «перед» каким-либо
рядом
(«предыдущий» и число «после» какого-либо или «за»
каким либо («следующий»)
Работа над
понятием
«между».

Формирование
временных
представлений

Точно так же проводится аналогия и отрабатывается
понимание того, что число «перед каким-либо»
находится слева от него в числовом ряду, а число «после
(него)» – справа от него в числовом ряду. Работа над
понятием «соседи» числа.
Работа над пропедевтикой трудностей определения
разрядности числа и устного счета с переходом через
десяток.
Анализ временного распорядка дня ребенка. Для этого
анализируется, что ребенок делает в первую очередь
«после» того, как он проснулся, что делает «после»
этого и т.д.
Со зрительной опорой на схему у ребенка
формируются понятия «раньше», «позже»,
соответственно – «до» и «после», на конкретном
распорядке дня.
По аналогичной схеме прописываются
последовательности:
-времени суток
-времен года (анализируется, какое время года было
«до», какое «после», какое «между»)
11

Формирование
навыков
ориентировки на
циферблате
стрелочных часов.

-дней недели
-месяцев в году.
Упражнения на развитие серийной организаций
деятельности
Параллельно отрабатывается понимание сложных
временных конструкций и возможность их
актуализации. (Например: «После какого времени года
наступает…», «Перед, каким днем недели наступает…
и т.д.
Осуществляется работа по формированию навыка
ориентировки и определения времени на циферблате
стрелочных часов.
Анализируются представления: «что было раньше»,
«что позже», «что до …», что после …», т.е. что
произошло вначале, а что потом. В последнюю очередь
отрабатывается установление времени с точностью до
минуты.

Итоговое занятие. Диагностика.
Планируемые результаты
В результате обучения по
программе ребенок получит
возможность научиться:

В результате обучения по программе
будут у ребенка:

1. Садиться за стол по устной
инструкции педагога;
2. Находиться за столом до
получения разрешения от
педагога встать;
3. Выполнять задание
по устной инструкции
педагога;
4. По словесной инструкции
перемещать
различные
предметы по горизонтальной
плоскости;
5. Показывать и называть части тела,
лица;
6. Употреблять предлоги «над –
под» в речи относительно
12

Сформированы
элементарные
представления о собственном теле;
- взаимоотношении
внешних
объектов и тела (по отношению к
собственному телу);
- временных
понятиях,
связанных
с
последовательностью
событий, сменой дня и ночи, дней
недели, месяцев, времен года;
- простейших
природных
явлениях;
сезонных
изменениях в природе.

частей своего тела;
7.
Показывать
и
называть
местонахождение
объектов
по
отношению к себе, своему телу и
взаимоотношений
объектов
в
пространстве по горизонтальной
оси;
8.Употреблять понятия «выше –
ниже», «между», «ближе –
дальше», «перед», «после»,
«раньше», «позже», «лево – право»
в речи относительно частей своего
тела и объектов;
9. Ориентироваться в
последовательностях (предметная,
числовая), схематическом
пространстве (лист бумаги);
10. Элементарно ориентироваться во
времени суток, месяцах и временах
года;
11. Узнавать и
называть
времена года, части суток на
основе наиболее характерных
признаков (по наблюдениям в
природе, по изображениям на
картинках) совместно со
взрослым и самостоятельно.

Система оценки результатов освоения программы
При оценке результатов освоения программы обучающимися требуется
учёт особых образовательных потребностей и личностных особенностей
обучающихся и предполагает: учет текущего психического и соматического
состояния ребенка, адаптацию предлагаемого ребенку материала; упрощение
инструкций и формы предъявления (использование доступных ребенку форм
вербальной и невербальной коммуникации); оказание необходимой
дозированной помощи.
С целью отслеживания успешности овладения обучающимся
13

содержанием программы используются:
Формы контроля: первичная и итоговая диагностики, наблюдение, беседа,
игры-занятия. Данные формы контроля позволяют выявить соответствие
результатов образования поставленным целям и задачам программы.
Оценочные материалы
Результативность освоения коррекционно-развивающей программы
оценивается с помощью психологической диагностики, разработанной на
основе методики Семаго (первичная и итоговая психодиагностика).
Методики обследования. Используется Методика Семаго Н.Я., Семаго М.М.
«Диагностика пространственных представлений ребенка» (Первый уровень.
Пространственные представления о собственном теле. Второй уровень.
Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела
(по отношению к собственному телу).
Методические материалы. Для обеспечения наглядности и доступности
изучаемого материала программы используются следующие виды
дидактических материалов:
Дидактические карточки: «Животные», «Насекомые. Рыбы», «Одежда.
Обувь. Головные уборы», «Цветы», «Деревья. Кустарники. Грибы», «Птицы»,
«Плоды».
1.

2.

Круговые диаграммы «Времена года», «Неделя», «Сутки».

3.

Графические модели «Режим дня», «Времена года», «Неделя», «Сутки»,
«Изучаем календарь», «Изучаем время суток».

Вкладыши (доска с вынимающимися фигурами): «Части тела», «Фрукты»,
«Овощи», «Лицо».

4.
5.

Трафареты: «Одежда для девочки», «Одежда для мальчика», «Насекомые»,

6.

«Птицы», «Грибы», «Овощи».

7.

Развивающие игры» «Найди и покажи», «Считаем до 10», «Что к чему?»,

8.

Плакаты «Во саду ли в огороде», «Времена года».

Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери дверь», «Подбери фон»,
«Карандашики», «Найди часть», «Назови цвет».
9.

10. Сюжетные картинки или изображения предметов, собирающиеся из

нескольких частей.
Набор дидактических картинок
действий, понятий, времен года и т.д.
11.

с изображением

предметов,

Методическое обеспечение реализации программы:
1. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной
деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст/ Авт.- сост.: Н.Я.
14

Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2016. – 66 с.
2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию
«Практический материал для проведения психолого-педагогического
обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для
психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 - 32 с.
3.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога.
Методическое руководство. Изд. 3-е перераб. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ.
2007 г. - 128 с.

4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом: дошкольный и младший
школьный возраст. – 23 с.
5. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у
детей дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис пресс», 2007 г.
6. Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный
младший возраст. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
7. Семаго Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных
математических представлений. Демонстрационный материал. – М., Айриспресс, 2006.
8. Стребелева Е.А. Психолого – педагогическая диагностика развития детей
раннего и дошкольного возраста /Методическое пособие под ред. Е.А.
Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005.
9.

Павлова Т. А. Учебно-методическое пособие Альбом по развитию
пространственного ориентирования у дошкольников и младших
школьников М.: Изд. «Школьная пресса», 2003.

Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение «схемы
собственного тела».
Дети с ЗПР неплохо ориентируются в схеме собственного тела по вертикальной
и фронтальной оси, но не ориентируются в правой и левой частях тела. Поэтому
особенное внимание следует уделить формированию понятий «левая сторона»,
«правая сторона» применительно к собственному телу ребенка. Сначала
закрепляется «правая сторона», при этом название «левой» дается позже. Здесь
чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа правого
уха правой рукой, левой – левого и т. д. Постепенно задания усложняются.
Игра «Обезьянки».
Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо,
повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.
Игра «Путаница».
15

Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать
правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой
рукой - до левой пятки и т. д.
Игровые задания и демонстрационные материалы «Элементарные
пространственные представления» Н. Я. Семаго. («Назови, что находится выше
носа», «Угадай, какую часть тела я загадала» и др).
Следует отметить, что для дошкольников с ЗПР эти задания при кажущейся
простоте вызывают трудности, особенно выделение правой и левой сторон.
Некоторым детям требуется многократное повторение, возможно, в течение
всего учебного года.
Игры и упражнения на развитие ориентировки в окружающем
пространстве.
После выработки у детей навыка ориентации в пространстве относительно себя
следует переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и
себя относительно других объектов. Это предполагает обучение ребенка
соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять
его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать
пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него,
что вызывает у детей с ЗПР значительные затруднения. Необходимо закрепить
у ребенка представления, что у человека, стоящего напротив, все наоборот:
право — где у меня лево, а лево — где право.
Игры: «Где шарик», «Где звенит колокольчик», «Дойди до флажка», «Найди
флажок», «Куда пойдешь», «Найди лишнее слово», «Что и где?» «Диспетчер и
самолет», «Робот». «передай мяч назад» и др.
Игры, в которых содержатся элементы обучения детей правилам поведения
пешеходов на улице: «Улица», «На улице» и др. также могут быть отнесены к
этой группе.
Игры и упражнения на развитие ориентировки в двухмерном
пространстве.
К их числу можно отнести разнообразные игры типа лото или парных картинок,
которые подбирают по признаку адекватности пространственного
расположения изображенных на них объектов.
Упражнения по выкладыванию счетных палочек: «Кто запомнит?», «У кого что
получится?».
«Зрительные диктанты», «Графические диктанты», в которых дети под
диктовку педагога ведут линию на клеточной бумаге. В таких упражнениях
совершенствуются не только пространственные ориентировки, но и
активизируется употребление различных пространственных терминов.
Игры: «Найди путь», «Муха», «Найди предмет».
16

Игры словесные.
Словесные игры предназначены для активизации пространственной
терминологии в речи самих детей.
Игра «Наоборот» - ребенок должен вспомнить и произнести слово,
противоположное по смыслу тому, что назвал педагог.
Игра «Закончи предложение».
Упражнение «Синонимы и антонимы», «Что сначала, что потом?», «Кто самый
– самый?»
Выделенные группы игр и упражнений на ориентировку в пространстве
различны по целевым установкам и своим конкретным дидактическим задачам.
Их содержание, характер, игровые действия и правила различны также по
степени трудности.

17

Список литературы
1. Баряева

Л.Б.

Формирование

элементарных

математических

представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебнометодическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во
СОЮЗ, 2002.
2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа
воспитания

и

обучения

дошкольников

с

интеллектуальной

недостаточностью. - СПб.: Издательство СОЮЗ, 2003.
3. Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево: формируем пространственное
представление. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
4. Дунаева З.М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции
недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического
развития // Проблемы диагностики задержки психического развития. – М.:
Педагогика, 1985.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении умственно отсталых дошкольников. М., 2004.
6. Ковалец И. В., «Формирование у дошкольников представлений о
времени. Части суток»: учебное пособие для детей – М.: Гуманитар. изд.
центр Владос, 2007.
7. Непомнящая

Р.Л. Развитие

представлений

о

времени

у

детей

дошкольного возраста – СПб «Детство-Пресс» 2005 г.
8. Психолого-педагогическое обследование ребенка Под ред. Семаго М.
М..: АРКТИ, 1999.
9. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей
дошкольного возраста – Москва «Просвещение», 1991.

18

Приложение
Стихи для запоминания дней недели
Шуточное стихотворение Юнны Мориц, посвященное дням недели.
«Где бездельник понедельник?»
-Где бездельник Понедельник?
Спрашивает Вторник.
-Понедельник не бездельник,
Он отличный дворник.
Он для повара Среды
Натаскал бадью воды,
Кочегару Четвергу
Починил он кочергу.
Но приходила Пятница,
Скромница, опрятница,
Он оставил всю работу
И поехал к ней в Субботу
В воскресенье на обед.
Передал тебе привет.
Психолог читает стих о днях недели, после прочтения дети повторяют дни
недели.
В понедельник я купался,
А во вторник- рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал
Очень долго танцевал,
А в субботу, в воскресенье
Целый день я отдыхал.
Стихотворение «Муха-чистюха»
Жила-была Муха-чистюха.
Всё время купалась Муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
19

В понедельник - в вишневой наливке.
Во вторник - в томатной подливке.
В среду - в лимонном желе.
В четверг - в киселе и смоле.
В пятницу - в простокваше,
В компоте и в манной каше...
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: «Я больше не в силах!
Ужжасно - ужжасно устала,
Но, кажется, чище не стала».
Я. Бжехва

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».