ПОУ_Речевичок

СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Общая характеристика организации работы по программе

5

3

Содержание программы

6

4

Перспективное планирование работы по коррекции ФНР и ФФНР

8

5

Тематическое планирование логопедических занятий по коррекции ФНР 9
и ФФНР: нарушение звукопроизношения

6

Планируемые результаты

11

7

Перечень учебно-методической литературы

12

8

Приложение

15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в целях оказания дополнительной (платной)
логопедической помощи дошкольникам, имеющим фонематические нарушения речи и
фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Нормативно-правовой и документальной основой рабочей программы по
коррекции фонетического и фонетико – фонематического недоразвития речи являются:
 Закон "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования;
 Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об
учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования";
 Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические
рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в
учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
 другие нормативно-правовые документы, действующие в сфере дошкольного
образования.
При разработке рабочей программы использованы следующие системы
коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:
 Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская;
 Методическое пособие В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуальноподгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». - М.: Гном-Пресс, 2001г.
 Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7
лет.
 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.:
Просвещение, 2009.
Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все
компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй,
семантику. Самыми распространёнными недостатками речи у детей являются различные
виды нарушений звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена
одного звука другим, искажения имеющегося звука.
Фонетическим нарушением речи (далее - ФНР) называется, когда дети не могут
правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком,
в результате чего звук искажается, произносится неточно, но при этом фонема не
заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно
и это не влияет на смысл слова.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее - ФФНР)- это нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Цель программы: преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у
детей старшего дошкольного возраста, формирование полноценной фонетической
системы языка.
Задачи программы:
 Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов,
речевого дыхания.
 Формирование полноценных произносительных навыков;
 Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных
возрасту форм звукового и слогового анализа, синтеза;
2

 Развитие
лексико-грамматического
строя,
совершенствование
связного
высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
 Развитие высших психических функций: слухового и зрительного внимания,
слуховой и зрительной памяти, логического мышления, пространственной
ориентировки.
Рабочая программа рассчитан на один год. Возраст детей - старший дошкольный.
Программа реализуется в ходе индивидуальных логопедических занятий. Работа по
исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и
особенностей речевого дефекта ребёнка.
Продолжительность коррекционной работы зависит от количества дефектных звуков,
результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как
увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).
Занятия проводятся 2 раза в неделю в индивидуальной форме с каждым ребёнком.
Продолжительность занятия составляет 25 минут.
Направления коррекционной работы:
 диагностическая
работа обеспечивает
проведение
комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию коррекционнологопедической помощи в условиях образовательного учреждения;
 коррекционно
развивающая
работа обеспечивает
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
имеющихся проблем в развитии речи у детей в условиях образовательного
учреждения;
 консультативная
работа обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения детей с нарушением речи и их семьей по вопросам реализации
коррекционно-логопедической помощи;
 информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного
процесса -обучающимися, их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Формы контроля (при использовании формы контроля учитывается ведущий вид
деятельности в соответствии с возрастом).
Оценка эффективности коррекционной работы осуществляется с помощью
достижения детей, путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования,
диагностики речи, ИКТ диагностики, анализа устной речи в начале и в
конце коррекционного периода; участия детей и их результативность в конкурсах,
связанных с устной речью, индивидуальные беседы-консультации с родителями.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Работа по программе начинается с логопедической диагностики. В ходе
логопедического исследования, на каждого обследуемого составляется речевая картакарта обследования речи, в которую учитель-логопед записывает все получаемые данные
в определенной последовательности (приложение 1). Полученные результаты
обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение.
На основе логопедического заключения и полученных результатов обследования
составляется перспективный
план
коррекционной
работы
с
конкретным
ребенком. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы составляется в
определенной последовательности и по разделам (приложение 2).
В речевой карте учитель-логопед отмечает успехи ребенка на всех этапах
коррекционной работы, с характеристикой существующих у него трудностей. Кроме того,
анализируется посещаемость логопедических занятий, регулярность проведения
3

коррекционных мероприятий. Если коррекционное воздействие прерывается, то
указывается причина и продолжительность перерывов.
Условия реализации программы:
1. Наличие необходимых условий для занятий.
 логопедического кабинета для занятий;
 наглядных пособий;
 дидактического материала;
 учебной литературы;
 зеркала;
 средств ИКТ.
2. Обеспечение систематических занятий.
3. Последовательное выполнение всех задач.
4. Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5. Посещение врачей-специалистов (по необходимости) и выполнение их
рекомендаций.
В структуру занятий входит:
 упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
 артикуляционная гимнастика;
 дыхательная гимнастика;
 формирование фонематических процессов;
 работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
 упражнения для развития психических процессов;
 обогащение и активизация словарного запаса.
Объем учебного материала рассчитывается в соответствии с физиологическими
возрастными нормативами.
Данная программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В
качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие
построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
 гуманизма - вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
 системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного,
динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во
взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
 реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства
диагностики и коррекционно-развивающей работы;
 деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий
вид деятельности, свойственный возрасту;
 индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и
способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка, целей работы;
 системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на
звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй
речи.
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного
материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического
наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него
знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических
процессов, уровня речевого развития.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
 исследование неречевых психических функций;
 сбор анамнестических данных;
 обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции
звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе
обследования.
Артикуляция
Цель: формирование
артикуляторной
базы,
развитие
и
совершенствование
сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,
готовности к обучению. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим
занятиям.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
 формирование точных движений органов артикуляционного аппарата,
направленной воздушной струи;
 отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или
способу образования), но произносимых ребенком правильно;
 развитие слухового внимания и слухового контроля;
 развитие звукового восприятия
 консультации врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное
лечение, массаж.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится
легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов
артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное
звучание от искаженного.
Постановка звука
Цель: вызывание
отсутствующего
звука
или
исправление
искажённого
звука (изолировано).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке
звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:
 объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений
органов артикуляционного аппарата;
 создание артикуляционной базы данного звука;
 добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
 отработка произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок
по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска
нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
 коррекция дефектов произношения;
 формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития
фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в
процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
 развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
5

 активизация и расширение словарного запаса;
 обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически
развитой, грамматически правильной речью).
 развитие психических функций;
Дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
 коррекция дефектов произношения;
 активизация и расширение словарного запаса;
 развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
 развитие слухового внимания и слухового контроля;
 развитие звукового восприятия.
Введение звука в активную речь
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию. Развитие
связной выразительной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе
правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии
сюжетных картинок.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
I этап

II этап

Диагностика (Иншакова О.Б., Волкова Г.А. и др.)
Изучение психических функций. Сбор анамнестических
Логопедическое заключение.

сведений.

Формирование артикуляторной базы
Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития
психических процессов.
Формирование
и
развитие
артикуляторной
базы,
развитие
и
совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок
и коммуникабельности, готовности к обучению.

III этап Постановка звуков
Составляется из правильно произносимых звуков
Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.
IV этап Продолжение постановки звука, автоматизация звука
Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки
близкие к поставленному (например, закрепляется л исключаются л', если
ребенок не произносит р, р', то и они)
Введение в речь первого поставленного звука;
а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;
б) устный анализ и синтез слов.
V этап

Дифференциация звуков сходных по звучанию
Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из
упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.
Дифференциация изученных и поставленных ранее звуков.
6

VI этап Введение звука в активную речь
Обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в
лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для
закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается
постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором
проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением
новых звуков будет увеличиваться.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО
КОРРЕКЦИИ ФНР и ФФНР: НАРУШЕНИЕЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий проводится
по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов ребёнка.
Темы коррекционноразвивающей работы

Содержание
коррекционноразвивающей работы

Программное содержание коррекционноразвивающей работы

1 этап (диагностический)
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое
развитие.
Исследование
неречевых
психических
функций.
Состояние
звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая
моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической
стороны речи.
Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной
дифференциации
звуков
речи).
Состояние
фонематического анализа и синтеза.
Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического
строя экспрессивной речи. Состояние связной речи.
Логопедическое заключение.
Развитие внимания.

II этап (подготовительный)
Игровые
Развивать внимательность, воображение.
упражнения: «Найди
Формировать у детей усидчивость,
отличия»,
стремление доводить начатое до конца.
«Корректор», «Чего
Вызвать интерес к занятиям.
не хватает», «Найди
спрятанные
предметы»

Развитие операций
сравнения и вывода

Игровые
упражнения: «Сравни
геометрические
фигуры», «Логические
пары»

Учить сравнивать предметы и делать
выводы на основе сравнения. Развивать
наблюдательность. Учить делать
умозаключения. Расширять словарный
запас детей. Активизировать речь детей.

Формирование
артикуляционной
базы звуков

Пальчиковая
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика: «Сказка о
веселом

Учить детей следить за правильным
положением органов артикуляции.
Формировать навыки правильного
дыхания. Общее развитие речевого
аппарата. Развивать мелкую моторику

7

язычке».«Сказка о
ветерке».
Мимическая
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика.
Постановка звука
(по подражанию)

Постановка звука
(механическим или
смешанным
способом)
Закрепление звука
(изолировано

рук. Развитие мимики. Закрепить
положение органов артикуляции.
Выработать навыки правильного
дыхания. Вызвать интерес к
логопедическим занятиям.

III этап (постановка звука)
Пальчиковая
Учить детей следить за правильным
гимнастика.
положением органов артикуляции.
Артикуляционная
Развивать мелкую моторику рук.
гимнастика.
Развивать внимание, память. Воспитывать
Звукоподражательные правильное поведение на занятиях.
игры и упражнения
Пальчиковая
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.

Учить детей следить за правильным
положением органов артикуляции.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать внимание, память. Воспитывать
правильное поведение на занятиях
IV этап (автоматизация звука)
Пальчиковая
Учить детей следить за правильным
гимнастика.
положением органов артикуляции.
Артикуляционная
Развивать мелкую моторику рук.
гимнастика.
Воспитывать правильное поведение на
Звукоподражательные занятиях.
игры и упражнения
Закрепление звука

Закрепление звука в
слогах

Пальчиковая
гимнастика.
Звукоподражательные
игры и упражнения
Закрепление звука в
слогах

Учить детей контролировать
артикуляцию. Развивать слуховую и
зрительную память. Развивать мелкую
моторику рук. Вызвать интерес к
логопедическим занятиям.

Закрепление звука в
словах

Пальчиковая
гимнастика.
Звукоподражательные
игры.

Учить детей контролировать собственную
речь. Закрепить артикуляцию
звука. Развивать подвижность
артикуляционного аппарата. Воспитание
усердия

Закрепление звука в
словосочетаниях

Пальчиковая
гимнастика.
Звукоподражательные
игры.

Учить детей контролировать собственную
речь. Закрепить артикуляцию звука.
Развивать слуховое внимание.

Закрепление звука в
предложениях

Игры на развитие
слухового внимания.

Закрепление звука в

Игры на развитие

Учить детей контролировать собственную
речь. Закрепить артикуляцию звука.
Развивать слуховое внимание.
Учить детей контролировать собственную
8

чистоговорках

слухового внимания.

Составление
предложений с
использованием
изучаемого звука

Проговаривание
составленных
предложений

Закрепление звука
во фразовой речи

Игры на развитие
слухового внимания,
памяти.

Закрепление звука в
стихах и загадках

Разучивание стихов с
изучаемым звуком.

Игры на развитие
речеслухового
анализатора

Повторение
изученного.
Подведение итогов.

речь. Закрепить артикуляцию звука.
Развивать слуховое внимание.
Закрепить правильное произношение
звука в предложениях. Развитие мелкой
моторики. Развитие связной речи.
Формирование умения строить
предложения. Воспитывать
доброжелательность
Закрепить правильное произношение
звука в предложениях. Развитие мелкой
моторики. Развитие внимания, памяти.
Развитие связной речи.
Закрепить правильное произношение
звука в стихах. Развитие мелкой
моторики. Развитие связной речи.

V этап (дифференциация звука)
Пальчиковая
Учить различать звуки сходные по
гимнастика
звучанию. Учить дифференцировать
Игровые упражнения: звуки. Развивать мелкую моторику рук.
«Повтори за мной»,
«Испорченный
телефон», «Угадай
звук»
VI этап (введение звука в активную речь)
Игры и упражнения на Формировать уверенность в себе.
развитие
Развивать артикуляцию. Формировать
речеслухового
навыки правильной и грамотной речи,
анализатора
нормализация просодической стороны
Составление рассказов речи. Развитие связной выразительной
по картинке и на
речи.
заданные темы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
 правильная артикуляция изученных звуков в различных фонетических позициях и
формах речи;
 дифференциация изученных звуков;
 элементарный звуковой анализ и синтез слов.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основная общеобразовательная программа - образовательная программа
дошкольного образования МАДОУ МДС 49.
2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой.
3. Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

9

4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.:
Просвещение, 2009.
5. Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова. -2-еизд., испр. и доп.- М.: Гуманитар. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2017. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогига).
6. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи
(подготовительная группа). Учебное пособие. Издание второе. –М., Центр
педагогического образования, 2009. – 176 с.
7. Смирнова Л. Н. Обучение дошкольников чтению. Занятия с детьми 5-7 лет:
Пособие для воспитателей и родителей. – «Мозайка-Снтез». 2005. – 56 с.
8. Спивак Е.Н. «Звуки», Речевой материал для автоматизации и дифференциации
звуков у детей 5-7 лет.
9. Юрчишина В.Д. ВИЖУ. ЧИТАЮ. ПИШУ. Система обучения грамоте детей
дошкольников логопедической подготовительной группы ДОУ. Конспекты
занятий/ В.Д. Юрчишина. – М.: ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 80 с.
10. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты
занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 136 с.
11. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Фонематика. Конспекты занятий. Для работы с
детьми 4-5 лет с ЗПР. – МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 76 с.
12. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты
занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009. – 88 с.
13. Шестопалова Ю.С. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников/ авт.сост. Ю.С. Шестопалова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». –
2012. - 96 с.
14. Логопедический букварь О. Жукова.
15. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 448 с.
16. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/
Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005, - 240 с.
17. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2001.208 с.
18. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе
нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим
недоразвитием речи- Авт.-сост. Н.Г. Даньшина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:
АРКТИ, 2016. – 88 с.
19. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для
самых маленьких/ Е.М. Косинова; А.В. Кардашука. – Москва: Эксмо: ОЛИСС,
2016. – 192с.: ил.
20. Развиваем речь ребёнка. – М.: ОАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014. – 64 с.
21. Учимся считать. – М.: ОАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014. – 64 с.
22. Развиваем память. – М.: ОАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014. – 64 с.
23. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2014. – 48 с.: ил.
24. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств/ Е.Д.
Дмитрова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. - 143.
25. Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет: конспекты занятий/ авт.-сост. О.М.
Рыбникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 119 с.
26. Ускоренная постановка звуков. / Автор-сост. Е.Н. Маслова. – Волгоград: ИТД
«Корифей». 96 с.
27. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал / авт.-сост. А.Ф. Рыбина.
– Изд.3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 110 с.: ил.

10

28. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников:
задания и упражнения / авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Изд.3-е, испр. – Волгоград:
Учитель. – 99 с.
29. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф. Занятия с логопедом по обучению
связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок. – СПб.: КАРО, 2009. – 56
с.
30. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. –
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.: ил.
31. Настольная книга логопеда: справ.-метод. Пособие/авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е.
Шевцова.- М.: АСТ: АСТРЕЛЬ: Проф. Издат, 2005. = 398 с.
32. Ярош Е.А. Речевое развитие младших школьников. Учебно-методическое пособие.
33. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности
«Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. – М.:
Просвещение, 1989. – 528 с.: ил.
34. «35 Занятий для успешной подготовки к школе».
35. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). ФГОС, Нищева
Н.В.
36. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. ФГОС ДО,
Теремкова Н.Э.
37. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3. ФГОС ДО,
Теремкова Н.Э.
38. Я учусь пересказывать. Часть 1. ФГОС, Теремкова Н.Э
39. Я учусь пересказывать. Часть 2. ФГОС, Теремкова Н.Э
40. Я учусь пересказывать. Часть 3. ФГОС, Теремкова Н.Э
41. Я учусь пересказывать. Часть 4. ФГОС, Теремкова Н.Э
42. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления
недоразвития фонематической речи. Агранович З.Е.
43. Исправление нарушений речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие,
Филичева Т.Б.
Перечень электронных ресурсов для логопеда
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Название сайта

Адрес сайта

Дефектолог.ru
Журнал "Логопед"
Заикание.ru
Интернет-магазин "Всё для логопеда"
Логобург
Логопед

http://defectolog.ru/
logoped-sfera.ru/
zaikanie.ru/
www.logopedshop.ru/
http://logoburg.com/
logopediya.com/

7

Логопед.ру

logoped.ru

8
9
10
11
1
13
14

Логопедический сайт "Болтунишка"
Логопункт.ru
Наши детки
Педагогическая библиотека
Портал "Логопеды.ru"
Проект "Stuttering.ru"
Психологический центр "Адалин"

http://www.boltun-spb.ru/
logopunkt.ru/
ourkids.ru/
pedlib.ru/
logopedy.ru/portal/
stuttering.ru/
adalin.mospsy.ru
11

Речевой центр "Логопед плюс"
Учебный центр "Логопед-мастер"
Фестиваль педагогических идей "Открытый
урок"

logopedplus.ru
logopedmaster.ru/
festival.1september.ru/

"Болтушка" Логопед
Школа молодого логопеда

https://vk.com/boltuska

19
20
21

Школьный логопед
Мерсибо

15
16
17
18

https://vk.com/school_logoped
http://logoped18.ru/

23
24

ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ (логопед, педагог,
психолог)
Мой Логопед Онлайн
АНО "ДЕФЕКТОЛОГИЯ РУ"

25
26
27

Логопедический центр "Людмила"
Семейный логопед
Советы логопеда

22

https://mersibo.ru/
http://defectologiya.pro
https://online.moylogoped.ru/
http://defectologiya.ru
http://www.log-center.ru
https://ok.ru/semeiniilogoped
https://ok.ru/group5530267772
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
1. Артикуляционная (речевая) гимнастика.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
5. Постановка звука.
6. Автоматизация поставленного звука.
7. Дифференциация звуков.
8. Введение звука в активную речь. Развитие связной выразительной речи.
В процессе занятий используются различные формы работы и методические
приёмы:
 Дидактические игры, упражнения.
 Компьютерные игры
 Беседы
 Игры – драматизации (с использованием театров сказок)
 Наблюдения
 Чтение художественной литературы
 Заучивание скороговорок, стихов
 Создание иллюстраций к скороговоркам
 Аудио и видеозаписи
 Игровые ситуации
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность,
самоконтроль, т. е. все то, что поможет ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного
закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет
частичное повторение материала предыдущего этапа
12

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОЙ КАРТЫ
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя, отчество ребенка: ___________________________________
Дата рождения: ______________________________________________
Национальность (наличие двуязычия): ___________________________
Мать/отец _________________________________________________________________
ПМПК, дата, заключение__________________________________________
Дата заполнения речевой карты: ________
Логопед: ___________________
ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ______________________
Контакт __________________________________________
На имя _________________________ Свои имя и фамилию _________________
Родственные связи: ______________________________________________________
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ______________________________________
МОТОРНАЯ СФЕРА
Общая моторика: ___________________________________________________
Пальцевая моторика: ________________________________________________
Ведущая рука ______________________________
МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА _____________________________________
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА ___________________________________
Губы: ________________
Зубы: _________________
Прикус: ___________________
Твёрдое нёбо: _______________
Мягкое нёбо: ___________________
Язык: ________________________
Подъязычная связка («уздечка»): _____
Саливация: ___________________
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ
ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ___________________________________
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС____________________________________
Предметный словарь __________________________________________________
Словарь признаков ______________________________________________________
Глагольный словарь _____________________________________________________
Наречия ____________________________________________________________________
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ________________________________
Навыки согласования и управления: ____________________________
Навыки использования грамматических конструкций: _____________________
Имя существительное
Навыки словообразования: ______________________________________________________
Навыки словоизменения по падежам: ____________________
по числам: __________________________________________________________________
Имя прилагательное
Навыки согласования с существительным: ________________
Навыки образования прилагательных: _________________________
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА: ______________________________
Воспроизведение слов: _______________________________________________________
Воспроизведение предложения______________________________________
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ____________________________________
Анализ ___________________, Синтез ___________________, представление __________
ЗВУКИ
СЛОГИ
СЛОВА

13

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ_____________________________________________________
Самосто
Картинк Примечани
Звуки ятельна
а
е
я речь
С
С
3
3
Ц
Ш
Ж
Щ
Ч
Л
Л
Р
Р

Звуки

Самостоятел
Примеча
Картинка
ьная речь
ние

ЙЁ
К
К
Г
Г
Х
Х
Ф
В
Б
Д
Т
Н
М

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ _________________________________________
Пересказ: ________________________________________________
Составление рассказа
по сюжетной картине: ___________________________________________
по серии сюжетных картин:________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Логопед________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Планирование индивидуальной логопедической работы (нужное отметить +)
c __________________________________________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
 Логопедический массаж;
 развивать подвижность артикуляционного аппарата;
 постановка и коррекция звуков:
 группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
 группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
 группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
 губно-губные – П, Б, М + мягк.
 губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
 заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
 Другие __________________________
 автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
14

2. Формирование фонематического восприятия:
 определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
 определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
 словообразование;
 словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
 расширять предметный словарь;
 расширять словарь признаков;
 расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
 формировать умение составлять рассказ по картинке;
 формировать умение составлять рассказ по серии картин;
 формировать умение составлять пересказ;
 формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
 развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
 развивать мелкую и артикуляционную моторику.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».