ОГЛАВЛЕНИЕ Комплекс основных характеристик программ Пояснительная записка Цели и задачи программы Планируемый результат Основополагающие принципы программы Организация и проведение занятий Особенности слуха и голоса детей 5 – 6 лет Особенности слуха и голоса детей 6 – 7 лет Комплекс организационно – педагогических условий Структура занятия Методические приёмы Перспективный план работы с детьми 5- 7 лет Содержание дополнительной образовательной программы Требование к уровню достижений ребёнка Перечень программно – методического обеспечения Материально – техническое обеспечение Список литературы Приложение 1 Мониторинг развития певческих способностей Приложение 2 План- схема занятия Приложение 3 Артикуляционная гимнастика Приложение4 Комплекс дыхательной гимнастики Э.М.Чарели Приложение 5 Дыхательная гимнастика Приложение 6 Музыкально – дидактические игры ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие». Сухомлинский В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии «Домисолька» музыкальной направленности, разработана в соответствии с основополагающими документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 2Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Сан Пин 2.4.43172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 4. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (2015г.) (на основании письма №09-3442 от 18.11.15г. Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ); 5. Приказ от 26.06.2019г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; 6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении общеразвивающих программ в МБДОУ Железнодорожного района № 55; 7. Устав МБДОУ № 55 Железнодорожного района. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Программа студии «Домисолька» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, сценическому исполнению, методы работы музыкального руководителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков с элементами хореографии. Актуальность программы. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования студии «Домисолька» для детей 5-7 лет. Педагогическая целесообразность программы. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия по данной программе - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полѐтностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода. Методологической базой программы являются педагогические технологии Картушиной М.Ю. И., Каплуновой, И. Новоскольцевой. Емельянова В.В., Трофимовой И.А. Фонопедический метод развития голоса, 1-й уровень: развивающие игры. Обучение детей строится на основе принципа интеграции образовательных областей. В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальную память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха. Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров. 1.2 Цель программы: Формирование музыкально - певческих навыков и основ сценического поведения. Задачи программы: Обучающие: Формирование устойчивого интереса к пению. Обучение выразительному пению. Обучение певческим навыкам. Обучение согласовывать пение с движениями. Развивающие: Развитие слуха и голоса детей. Формирование голосового аппарата. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Развитие двигательной активности. Воспитывающие: Сохранение и укрепление психического здоровья детей. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества). Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха. 1.3 ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Основные требования к знаниям, умениям и навыкам. К концу года обучения дети знают, понимают, соблюдают: • гигиену певческого голоса; • певческую установку; • жанры вокальной музыки; умеют: • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; • петь короткие фразы на одном дыхании; • в подвижных песнях делать быстрый вдох; • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; • петь легким звуком, без напряжения; • точно повторить заданный звук; • петь чисто и слаженно в унисон; • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии. Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания. Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме выступлений на утренниках, отчётного концерта, участия в конкурсах, фестивалях, районных и городских мероприятиях. 1.4 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ: Принцип полноты и целостности музыкального образования детей; Принцип деятельностного подхода; Принцип культуросообразности; Принцип последовательности; Принцип системности; Принцип интеграции; Принцип развивающего обучения; Принцип гуманизации; Принцип сотрудничества; Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи; 1.5 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ СТУДИИИ «ДОМИСОЛЬКА». Программа студии «Домисолька» рассчитана на 1 год обучения – дошкольники (5-7 лет) • Занятия 2 раза в неделю по 35 мин. • Всего в году – 72 (час) занятия. • Состав участников студии не более 15 человек. • Предусматривается возможность индивидуальных • певческих занятий с солистами, • так же небольшими группами, дуэтами, трио. • Занятия проводятся индивидуальные и групповые. Результаты усвоения детьми программы музыкальной студии проверяются во время проведения: викторин, вечеров развлечений; в самостоятельной деятельности; Предусматривается взаимодействие с родителями, проводятся: консультации, беседы, вечера развлечений, концерты. График занятий: понедельник – среда 17.25 -18.00 Возрастные особенности детей позволяют включать в работу студии два взаимосвязанных направления: вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: песни хором в унисон, хоровыми группами (дуэт, трио и т.д), пение под фонограмму. Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий: игровой характер занятий и упражнений, активная концертная деятельность детей, доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия) звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста. Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса. Программа включает подразделы: восприятие музыки; развитие музыкального слуха и голоса; песенное творчество; певческая установка; певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции). Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает: • выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение; • постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных; • умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»; • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе. Последовательность формирования гласных: • гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания; • гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора; • «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок. К слуховым навыкам можно отнести: • слуховой самоконтроль; • слуховое внимание; • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения; • представления о певческом правильном звуке и способах его образования. Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается: • выразительностью мимики лица; • выражением глаз; • выразительностью движения и жестов; • тембровой окраской голоса: • динамическими оттенками и особенностью фразировки; • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение. Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов: • короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч; • опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами; • спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении. Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики: • не очень сильно прикусить кончик языка; • высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика; • покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать; • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону; • упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки; • пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон); • постукивая пальцами сделать массаж лица; • делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед; • сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой. Все упражнения выполняются по 4 раза. С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука. 1.6 ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ На пятом-шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне « ре1» - «си 2» (до2) Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) « фа-си.» В этом диапазоне звучание естественное, звук « до» первой октавы звучит тяжело, его надо избегать . 1.7 ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию. 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ 1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата. 2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка). 3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. 4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. 2.2 Методические приемы: 1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения) работа над вокальными и хоровыми навыками; проверка знаний у детей усвоения песни. 2. Приемы, касающиеся только одного произведения: споем песню с полузакрытым ртом; слоговое пение («ля», «бом» и др.); хорошо выговаривать согласные в конце слова; произношение слов шепотом в ритме песни; выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово. настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук); задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит; обращать внимание на высоту звука, направление мелодии; использовать элементы дирижирования; пение без сопровождения; зрительная, моторная наглядность. 3. Приемы звуковедения: выразительный показ (рекомендуется аккапельно); образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни. 4. Используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми дошкольного возраста. Проводятся игры разных видов: коллективные по методике К. Орфа, музыкальнодидактические, песенные, речевые. В работе с детьми над певческими навыками создается игровая ситуация и точный показ голосом. «Обыгрывать песни», представить их как живые картинки, помогает социо – игровая технология. Дети самостоятельно соединяют пение с необходимыми и разнообразными движениями, дополняют песню жестами, мимикой, и она становится источником радости для них. Музыка, ее характер, выразительные средства, текст подсказывают ребенку, что и как делать 5. Для расширения словарного запаса детей используются загадки, скороговорки, пословицы, прибаутки, дразнилки, потешки. В результате у детей укрепляется артикуляционный аппарат, формируются навыки осознанной лексической работы, развивается ассоциативная память, логическое мышление. В личностно – психологическом плане – появляется интерес к слову, расширяется круг используемых определений. А все более возрастающая сложность материала обеспечивает интенсивное речевое и личностно – психологическое развитие. 6. Разучивание песен. Поэтапное разучивание: 1-й этап – восприятие, разучивание; 2-й этап – осваивание навыков звукообразования; 3-й этап – повторение песни. 7 .Контрольное занятие. Оценка уровня результативности занятия, качества реализации программы кружковой работы. Требование к уровню достижений ребёнка 2.3 Перспективный план работы с детьми 5- 7 лет Календарно – тематическое планирование. Количество часов: Восприятие музыки -3час. Артикуляция, выразит дикция – 9час. Освоение техники распределения дыхания – 9час. Расширение певческого диапазона, чистота интонирования - 9час. Эмоционально-выразительное исполнение - 9час. . Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) – 11 час Детские эстрадные песни (под фонограмму) – 11час. Упражнения и попевки - 11час Всего: 72 час.(занятий) Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Кол-во Вид Содержание зан Программные задачи Музыкальный репертуар деятельности ятия занятий Расширять диапазон Система упражнений Т.Орловой. детского голоса. Упражнения для «Три синички», «Серая коза», Распевание Учить распределять развития музыкального «Белка», «Зима», «Шуткадыхание при пении слуха и голоса. прибаутка» протяжных фраз. Учить чисто Знакомство с новой «С нами друг» Г. Струве, Разучивание и интонировать мелодию в песней, беседа по «Гномики» К. Костина, исполнение диапазоне до 1-ре 2. содержанию, «Почемучки» Л.Туркина, «Я новых песен Учить петь легко, не разучивание мелодии и рисую море» Н.Тимофеева, «Кэти форсируя звук, с чёткой текста. и Петя» О.Поляковой, дикцией. Пение по фразам, на «Мурлыка» Петь с музыкальным гласные, слоги, по руке «Зелёные сопровождением и без (кулачок - ладошка) ботинки» него. Учить передавать эмоциональное А. Морозова, С. Гаврилова. настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. Познакомить с основными средствами выразительности Музыкальная (мелодия, ритм, темп, Разучиваемые произведения грамота динамика, сопровождение) Дать понятия «хор», «солист» Ритмические и рече - Тренировать чувство Картотека игр и ритмические метро – ритма, упражнений. игры и ритмический слух. упражнения. Закреплять навыки выразительного исполнения. «С нами друг» Г. Струве, Исполнять песню «Гномики» К.Костина, «Я слаженно, в одном Пение подгруппой и Исполнение рисую море» Н.Тимофеевой, темпе, отчётливо индивидуально. знакомых «Почемучки» Л.Туркина, «Кати произносить слова, Пение с движением, песен и Петя» О.Поляковой, чисто интонировать инсценирование песен. «Мурлыка» А. Морозова, мелодию, брать дыхание «Зелёные ботинки» С.Гаврилова. по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок. 2.4 Содержание дополнительной образовательной программы Сентябрь 1. Комплекс упражнений для выработки основных элементов вокальной техники (дыхание, дикция, артикуляция) 2. Попевка «Скачем по лестнице», муз. Е. Тиличеевой 3.. Детская эстрадная песня «Над Россией небо синее» А. Фатьянов. Октябрь 1. Комплекс упражнений для выработки основных элементов вокальной техники 2. Попевка «Эхо», 3.Детская эстрадная песня «Разноцветная игра», Автор Рубальская Л., Музыка: Савельев Б. Ноябрь 1. Комплекс упражнений для выработки основных элементов вокальной техники 2. Попевка «Бубенчики» муз. Е. Тиличеевой 3. Детская эстрадная песня «Капитошка», Музыка — В. Осошник. Слова — Н. Осошник. 4. Детская эстрадная песня «Гармонист – Тимошка», Автор: Жаров, А.А. Декабрь 1. Комплекс упражнений для выработки основных элементов вокальной техники 2. Попевка «Часы», муз. Е. Тиличеевой 3. Детская эстрадная песня «Белый снег кружиться», Автор: Л.Козлова. 4. Детская эстрадная песня «Замела метелица» Музыка и слова А. А. Пряжникова. Январь 1. Комплекс упражнений для выработки основных элементов вокальной техники 2. Попевка «На лыжах», муз. Е. Тиличеевой 3. Песня «Снег-снежок» Автор- Л.Некрасова, аранж. Е.Курячий. Февраль 1. Комплекс упражнений для выработки основных элементов вокальной техники 2. Попевка «Снегири», муз. Е. Тиличеевой 3. Песня «Эй Моряк ты долго плавал», Автор текста (слов): Фогельсон С. Композитор (музыка): Петров А. 4. Песня «Дорогами добра» Т. Рузавина, С. Таюшев. (музыка Марк Минков, слова Юрий Энтин) Март 1. Комплекс упражнений для выработки основных элементов вокальной техники 2. Попевка «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой 3 . Песня «Россия моя- Мы дети твои» С.Астронова. Апрель 1. Комплекс упражнений для выработки основных элементов вокальной техники 2. Попевка «На рассвете», муз. Е. Тиличеевой 3. Русско-народная песня «Комара женить мы будем» Автор: Штраус И. Май 1. Комплекс упражнений для выработки основных элементов вокальной техники 2. Попевка «Наш дом», муз. Е. Тиличеевой 3. Песня «Оранжевая песенка» музыка Константина Певзнера Слова Аркадия Арканова и Григория Горина. 4.Песня «Четыре таракана и маленький сверчок» Автор текста (слов): Виккерс Р. Работа с родителями. Консультации на темы: «Как охранять детский голос» «О колыбельных песнях и их необходимости» «Как развивать музыкальный слух у ребенка» «Музыка и дети, музыкатерапия» 2.5 Требование к уровню достижений ребёнка Любит петь, эмоционально передает в пении общий характер песни, смену ярких интонаций. Выразительно исполняет песню. Владеет основами звуковедения, интонирования, певческого дыхания. Проявляет себя в творческих песенных импровизациях. Передает характер пьесы, используя различные средства музыкальной выразительности. Участие в конкурсах. Критерии оценки достижения планируемых результатов. Показатели: 1. Диапазон Низкий уровень –«ре1 – ля1» Средний уровень- «ре1-си1» Высокий уровень –«до1-до2». 2. Выразительное пение (с сопровождением и без муз сопровождения) Низкий уровень: Поет, неточно интонируя, с помощью педагога, звучание голоса напряженное, недостаточно выразительное. Самостоятельно без музыкального сопровождения петь не может. Средний уровень: Поет знакомые песни выразительно, пытаясь передать их содержание. Звучание голоса удовлетворительное, но неточно интонирует без сопровождения. Высокий уровень: Поет уверенно, выразительно, точно интонируя, естественным легким звуком, без музыкального сопровождения. умеет настроиться, самостоятельно исправить неточные интонации. 3. Дыхание Низкий уровень Вдох делает шумно. Но может удержать дыхание до конца фразы, поднимает плечи. Средний уровень Вдох делает перед началом пения бесшумно, не поднимая плечи, но до конца фразы удержать не может Высокий уровень Вдох делает после вступления быстро, но спокойно, не суетливо, не поднимая плеч. Выдох выполняет медленно, удерживая до конца фразы. 4. Дикция. Низкий уровень: Поет с вялой артикуляцией, невнятно произносит слова, проглатывает окончания слов Средний: правильно пропевает гласные и согласные звуки в умеренном темпе, но не может быстро произносить отдельные согласные в конце слов. Высокий уровень: Произносит отчетливо слова, правильно пропевает гласные и согласные в конце слова, поет с хорошей артикуляцией. 5. Самостоятельность в пении низкий уровень: не вовремя начинает песню после вступления, не соблюдает в пении общий темп, динамику, ритм, не слышит себя и других Средний уровень: соблюдает в пении общий темп, динамику, ритм, но не всегда вовремя вступает и заканчивает песню, ускоряя и замедляя, усиливая и ослабляя звук, точно выполняя ритмический рисунок в песнях, слушает себя и других. Высокий уровень: Всегда соблюдает в пении общий темп, динамику, ритм, вовремя вступает и заканчивает песню, ускоряя и замедляя, усиливая и ослабляя звук, точно выполняя ритмический рисунок в песнях, слушает себя и других. 6. Попевки. Низкий уровень: Умеет петь только с педагогом, при этом допускает интонационные неточности. Средний уровень :Умеет повторять за педагогом, не всегда интонационно чисто поет самостоятельно. Высокий уровень: Умеет петь попевки в разных тональностях самостоятельно. 7. Навык определения движения мелодии. Низкий: Не умеет определять движение мелодии вверх и вниз, не может самостоятельно пропеть и показать рукой движение мелодии. Средний: Неуверенно определяет движение мелодии вверх и вниз, но пропевает и показывает рукой вслед за педагогом. Высокий: Легко, самостоятельно и осмысленно определяет движение мелодии вверх и вниз, часто интонируя как постепенное движение мелодии, так и скачкообразное (т.е. интервалы). (приложении №1). Ожидаемый результат: Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга. 2.6 ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах. Артикуляционная гимнастика. Сборники песен, попевок. Комплекс точечного массажа используется для профилактики расстройств голоса и заболеваний верхних дыхательных путей. Программы, сценарии концертов. Нетрадиционное занятие «Путешествие в сказочную страну». Знакомство с симфоническим оркестром сопровождается аудиокассетой, музыкальной сказкой. Знакомство с музыкой, с музыкальными произведениями проводится в форме беседы, рассматривание иллюстраций, детских музыкальных инструментов Разучивание песен. Поэтапное, с использованием дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, использование приемов правильного звукоизвлечения, звукопроизношения. Песенно-игровое творчество Контрольные занятия будут проводиться в виде беседы. 2.7 Материально – техническое обеспечение. Фланелеграф - при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах, при знакомстве детей с низкими и высокими звуками. Мольберт - знакомство с нотами, звуками. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности. Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями. Зеркало. Стенд для знакомства с информацией. Нотный материал, подборка репертуара. Записи фонограмм в режиме «+» и «-». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Емельянова В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – 7-е изд., испр.-СПб.: Издательство «Лань»; издательство «Планета музыки», 2015. – 176с. 2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 176с. 12 3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2005. – 52с. 4.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г. 5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 6.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010. 7. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 8.Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г. 9.Кононова Н.Г. Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах. М. Просвещение, 1980г. 10.Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г. 11.Меркулова Л.Р. Малыши в оркестре. Песни и пьесы для детского оркестра. М. «Музыка», 1999г. 12. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 1989г. 13. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г. 14. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г. 15. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г. 16. Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990г. 17. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г. 18. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г. 19. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Санкт - Петербург. Лань, 1999г. 20. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г. 21. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г Приложение №1 Мониторинг развития певческих способностей детей вокальной студии 5-7) Фамилия имя ребенка Диапазон « до1» - «до2» Петь звонким выразительным голосом, легким подвижным звуком, правильно передавая мелодию с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения. Брать дыхание перед началом пения, между фразами, удерживая до конца. Произносить отчетливо слова, правильно произносить гласные и согласные в конце слова. Самостоятельно начинать и заканчивать песню, ускоряя и замедляя, усиливая и ослабляя звук, точно выполнять ритмический рисунок в песнях, слушать себя и других Умение петь попевки в разных тональностях Навык определения движения мелодии Показатели . 1. Диапазон Низкий уровень – «ре1 – ля1» Средний уровень- « ре1-си1» Высокий уровень – «до1-до2» 2. Выразительное пение (с сопровождением и без муз сопровождения) Низкий уровень: Поет, неточно интонируя, с помощью педагога, звучание голоса напряженное, недостаточно выразительное. Самостоятельно без музыкального сопровождения петь не может. Средний уровень: Поет знакомые песни выразительно, пытаясь передать их содержание. Звучание голоса удовлетворительное, но неточно интонирует без сопровождения. Высокий уровень: Поет уверенно, выразительно, точно интонируя, естественным легким звуком, без музыкального сопровождения. Умеет настроиться, самостоятельно исправить неточные интонации. 3. Дыхание Низкий уровень: вдох делает шумно. Но может удержать дыхание до конца фразы, поднимает плечи. Средний уровень: Вдох делает перед началом пения бесшумно, не поднимая плечи, но до конца фразы удержать не может Высокий уровень: Вдох делает после вступления быстро, но спокойно, не суетливо, не поднимая плеч. Выдох выполняет медленно, удерживая до конца фразы. 4. Дикция. Низкий уровень: Поет с вялой артикуляцией, невнятно произносит слова, проглатывает окончания слов Средний уровень: Пропевает гласные и согласные звуки в умеренном темпе, но не может быстро произносить отдельные согласные в конце слов. Высокий уровень: Произносит отчетливо слова, правильно пропевает гласные и согласные в конце слова, поет с хорошей артикуляцией. 5. Самостоятельность в пении. Низкий уровень: не вовремя начинает песню после вступления, не соблюдает в пении общий темп, динамику, ритм, не слышит себя и других Средний уровень: соблюдает в пении общий темп, динамику, ритм, , но не всегда вовремя вступает и заканчивает песен, ускоряя и замедляя, усиливая и ослабляя звук, точно выполняя ритмический рисунок в песнях, слушает себя и других. Высокий уровень: Всегда соблюдает в пении общий темп, динамику, ритм , вовремя вступает и заканчивает песню, ускоряя и замедляя, усиливая и ослабляя звук, точно выполняя ритмический рисунок в песнях, слушает себя и других. 6. Попевки . Низкий уровень: Умеет петь только с педагогом, при этом допускает интонационные неточности. Средний уровень: Умеет повторять за педагогом, не всегда интонационно чисто поет самостоятельно. Высокий уровень: Умеет петь попевки в разных тональностях самостоятельно. 7. Навык определения движения мелодии. Низкий уровень: Не умеет определять движение мелодии вверх и вниз, не может самостоятельно пропеть и показать рукой движение мелодии. Средний уровень: Неуверенно определяет движение мелодии вверх и вниз, но пропевает и показывает рукой вслед за педагогом. Высокий уровень: Легко, самостоятельно и осмысленно определяет движение мелодии вверх и вниз, часто интонируя как постепенное движение мелодии, так и скачкообразное (т.е. интервалы). Приложение №2 План-схема 1.распевание А) «Воздушный шар»-упражнение на дыхание «Петух» - упражнение на дыхание. Б) «Паровоз» / «Солнышко» /р.н.пр./ /- правильно передавать мелодию, брать дыхание перед началом пения, произносить отчетливо слова, самостоятельно начинать и заканчивать, ускоряя и замедляя, усиливая и ослабляя звук, слушать себя и других, петь в разных тональностях. Прохлопать ритм. В) «Юла» упражнение на определение и пропеваниемелодии сверху вниз /от фальцета до штробаса/ Г) Скороговорка «Три сороки» проговаривание слов с ускорением, четкая артикуляция. 2. пение А) «На птичьем дворе» сл. И муз. Картушиной ,узнать по ритму, прохлопать ритмический рисунок 1й фразы 1-го куплета, петь выразительно, звонким голосом, легким, подвижным звуком, правильно передавая мелодию с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения, отчетливо произносить слова, правильно брать дыхание. Б) «Песенка о песенке» сл. Н Найденовой, муз. Т. Попатенко самостоятельно начинать и заканчивать песню, ускоряя и замедляя, петь выразительно, слушать себя и других /пение «цепочкой»/, правильно произносить гласные и согласные в конце слов. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Слегка прикусить язык зубами. (4 раза) Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все, более далеко отстоящие поверхности. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его. (4) Сделать языком круговое движение между губами и зубами (4), то же в другую сторону. Упереться языком в верхнюю губу. В нижнюю губу, в правую и левую щеки, пытаясь как бы протолкнуть их насквозь. Пощелкивание языком, изменяя форму рта. Произвольно произносить более низкие или высокие звуки – щелчки. Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загоралось». Помассажировать пальцами челюстно-височные суставы. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Э.М. ЧАРЕЛИ ( гимнастика проводится стоя или сидя, при этом сохраняется осанка –развернутые плечи, прямая спина, подобранный живот, вдох не глубокий.) Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. (5) Рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую и левую ноздрю, закрывая ее поочередно указательным пальцем. (5) Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом. (5) На вдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа. (5) Рот открыт, язык поднят к верхнему небу. Подышать через нос. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «ммммммммм» одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. (5) Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом. Массаж нижней челюсти: обеими руками массажировать нижнюю челюсть по направлению от центра к ушам. Массаж горла: поочередно гладить горло то левой, то правой рукой. Энергично произносить «п – б», «п – б». произношение этих звуков укрепляет мышцы языка. Энергично произносить «т – д», «т – д». Несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует не только весь гортанно – глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Погреемся. Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—10 раз). Мельница. Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6—7 раз). Сердитый ежик. Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3—5 раз). Лягушонок. Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к. Заблудился в лесу. Сделать вдох, на выдохе прокричатьау-у. Великан и карлик. Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув. Часы. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10—12 раз). Ловим комара. Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4—5 раз). Косарь. Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5—8 раз). Трубач. Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15—20 с ). Будильник. Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3—4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку. Насос. Резко наклониться 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по б—8 раз в каждую сторону). ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ЛЮБИМЫЙ НОСИК Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. А сейчас без промедления Мы разучим упражнения, Их, друзья, не забывайте И почаще повторяйте. 1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз). Вдох — погладь свой нос От крыльев к переносице. Выдох — и обратно Пальцы наши просятся. 2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз). Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою. Попеременно ноздри при этом закрывай. Сиди красиво, ровно, спинка — прямо. И насморк скоро убежит, ты так и знай! 3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза). Дай носу подышать, На выдохе мычи. Звук [м] мечтательно пропеть старайся, По крыльям носа пальцами стучи И радостно при этом улыбайся. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Артикуляционная гимнастика Трактор. Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка). Стрельба. Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г(укрепляем мышцы полости глотки). Фейерверк. В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ). Несколько раз зевнуть и потянуться. (Упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния). Гудок парохода. Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой. Упрямый ослик. Выбираются ослики и погонщики. Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричатьй-а-йа (укрепляем связки гортани). Плакса. Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает усталость головного мозга). КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА Лошадка. Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем (20—30 с). Ворона. Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом ( 6 – 7 раз). Змеиный язычок. Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз). Зевота. Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хохо-о-о-о, позевать (5—6 раз). Веселые плакальщики. Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с). Смешинка. Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи - звуком так — в правую (4—5 раз). ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста Веселые матрешки Программное содержание: Учить детей различать звуки по высоте. Игровые пособия: Матрешки трех величин по числу играющих. Музыкально-дидактический материал: Металлофон. Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние. Какой инструмент звучит Программное содержание: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов. Игровые пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов. Музыкально-дидактический материал: Детские музыкальные инструменты. Ход игры: Дети разделены на пары (тройки) перед каждой парой лежит набор карточек. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, дети поднимают ту карточку, на которой изображен звучащий инструмент. Колокольчики Программное содержание: Учить детей различать силу звучания. Игровые пособия: Наборы колокольчиков разной величины. Ход игры: Педагог играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние. Угадай-ка Программное содержание: Учить детей различать длительность звуков. Игровые пособия: Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие черного и белого цветов по количеству игроков. Музыкально-дидактический материал: Бубен или барабан. Ход игры: Дети делятся на две команды. В руках у первой – большие круги белого цвета, у второй – маленькие черные. При исполнении долгих звуков вверх поднимаются белые круги, коротких – черные. Педагог многократно без остановок изменяет длительность звучания и следит за правильной реакцией детей. Прогулка Программное содержание: Различать спокойный и бодрый характер музыкальных произведений. Музыкально-дидактический материал: «Погуляем» Т.Ломовой, «Марш» Э. Парлова. Ход игры: Дети делятся на две команды. При исполнении произведения спокойного характера по коленям хлопает одна команда, под бодрое произведение вторая команда хлопает в ладоши. Море и ручеёк Программное содержание:Учить детей различать темп музыки. Игровые пособия:Наборы картинок с изображением волн моря и ручейка. Музыкально-дидактический материал:«Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова. Ход игры: При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного – с изображением моря. 2-й вариант. При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого – двигаются, импровизируя течение ручейка. 3-й вариант. Дети встают в два круга. Команда «море» при звучании медленного произведения поднимает и опускает сцепленные руки («волны»), при исполнении быстрого произведения команда «ручеек» двигается по кругу легким бегом. Три медведя Программное содержание:Учить детей различать высоту звуков. Игровые пособия:Плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка. Музыкально-дидактический материал: «Мишка» М.Раухвергера. Ход игры: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется. 2-й вариант. Дети изображают медведей, и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения. Букеты Программное содержание: Учить детей различать длительность звуков. Игровые пособия: Цветы небольшого размера по два у каждого ребенка. Музыкально-дидактический материал: Бубен. Ход игры: Педагог играет долгие и короткие звуки в зависимости от звучания дети кивают головками цветов или кружатся, подняв цветы над головой. Лесная прогулка Программное содержание: Учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана,бубна, погремушки. Развивать музыкально-ритмическое чувство. Игровые пособия: Шапочки медведей, зайцев, белочек по количеству детей. Музыкально - дидактический материал: Барабан, бубен, погремушка. Ход игры: Детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана – медведи, бубна – зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент – стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики. Кошки и мышки Программное содержание:Учить детей различать громкие и тихие звуки. Игровые пособия:Шапочки кошек и мышек по количеству детей группы. Музыкально-дидактический материал: Металлофон, любая плясовая мелодия. Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждая живет в своем домике. Мышки выходят гулять под тихие звуки, кошки – под громкие. Когда сила звучания меняется, мышки приседают (прячутся), а кошки стоят на месте и оглядываются, в то время. Как мышки двигаются. По команде педагога «лови» кошки начинают ловить мышек. Козлята и Волк Программное содержание:Учить детей различать форму, характер и средства выразительности музыкальных произведений. Игровые пособия: Шапочка - маска волка. Музыкально-дидактический материал: «Козлята», «Волк» Т.Ломовой. Ход игры: Под музыку «Козлята» дети резвятся, как только начинает звучать произведение «Волк», выбегает волк (ребенок в шапочке – маске волка) и ловит козлят. Ах, как песенку поём! Программное содержание: Учить детей различать и правильно передавать ритмический рисунок песен. Музыкально-дидактический материал: Детские музыкальные инструменты, мелодии знакомых песен. Ход игры: Педагог предлагает воспроизвести на детском музыкальном инструменте (металлофоне, бубне, барабане) ритмический рисунок знакомой песни, дети угадывают и вместе поют песню. Бабочки Программное содержание: Учить детей различать и передавать в движении темп музыкального произведения. Музыкально-дидактический материал: Металлофон. Ход игры: Под быстрое звучание металлофона дети летают как бабочки, а под медленное – кружатся. Несколько раз упражнение повторяется с последовательной сменой звучания, затем педагог говорит. Что будет загадывать бабочкам музыкальные загадки: играть несколько раз быстро, а один – медленно и наоборот, а бабочки должны разгадать музыкальные загадки. Барабан и погремушка Программное содержание: Учить детей различать тембр, названия музыкальных инструментов, передавать ритмический рисунок произведения. Игровые пособия: Барабаны и погремушки. Музыкально-дидактический материал: «Барабан» Д.Кабалевский, «Погремушка» В.Тиличеева. Ход игры: Когда исполняется произведение «Барабан» дети играют на барабане, передавая ритмический рисунок или отмечая сильную долю, когда звучит произведение «Погремушка» - играют на погремушках. Оркестр Программное содержание: Учить детей узнавать звучание инструментов симфонического оркестра. Игровые пособия: Карточки с изображениями инструментов симфонического оркестра. Музыкально-дидактический материал: «Беседы о музыкальных инструментах» из программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Ход игры: Детям предлагается прослушать отрывок из музыкального произведения и поднять карточку с изображением звучащего инструмента.