ПОУ_Весёлая гимнастика мозга

Содержание
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи.
1.2. Принцы и подходы в работе.
1.3. Условия реализации программы
1.4. Планируемые результаты.
II .Содержательный раздел
III. Список используемой литературы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии «Весёлая
гимнастика мозга » разработана в соответствии с основополагающими документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 2Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. Сан Пин 2.4.43172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
4. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской
Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ
(2015г.) (на основании письма №09-3442 от 18.11.15г. Департамента государственной
политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки
РФ);
5. Приказ от 26.06.2019г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области»;
6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении общеразвивающих
программ в МБДОУ Железнодорожного района № 55;
7. Устав МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 55 Железнодорожного
района.
В последнее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего
школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к
эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу
обучения как таковому.
Одной из важных проблем в развитии детей является недостаточность двигательных
навыков (скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их
произвольности); недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации
(неловкость, несогласованность движений рук). Нарушение моторики отрицательно
сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой
двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом
других учебных и трудовых навыков.
Все это может привести к возникновению негативного отношения к учёбе,
тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому начиная с младшего дошкольного возраста
важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной
умелости.
Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду
современные здоровьесберегающие технологии. В качестве психолого-педагогических
условий, направленных на развитие и гармонизацию двигательной сферы ребёнка, в целом, и
деятельности мозговых структур, в частности, я делаю акцент на кинезиологию.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья
через
определенные
двигательные упражнения,
позволяющие
активизировать
межполушарное взаимодействие.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное,
образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное
зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга –
математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие
слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга
складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой
нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации
из одного полушария в другое. Мозолистое тело можно развить через кинезиологические
упражнения.
Кинезиология для дошкольников при помощи особых упражнений улучшает развитие
нервной системы и речи ребёнка, кроме того, кинезиологические упражнения развивают
мышление ребенка через движение.
Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры
больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или
корректировать проблемы в различных областях.
Они оказывают эффективное влияние на детей, т.к. пластичность детского мозга
является благоприятной почвой для его развития.
Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной
гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные
упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения
на релаксацию и массаж помогут обеспечить полноценное и гармоничное развитие
дошкольников.
Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка не только мелкую и
крупную моторику, но и память, внимание, речь, пространственные представления, снижает
утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих
активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие
умственных способностей и физического здоровья, позволяют активизировать различные
отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и
коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических
упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные
упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы
возможностей его мозга.
1.1.Цель программы:развитии умственных способностей и физического здоровья через
определённые двигательные упражнениячерез кинезиологические упражнения.
Задачи:
- развитие межполушарных связей;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- развитие сенсорных эталонов;
- развитие речевого дыхания;
- развитие памяти, внимания, мышления и речи.
В результатеобучения по данной программе:
-улучшается память и концентрация внимания;
-развиваются межполушарные взаимосвязи;
- развивается мелкая и крупная моторика;
-улучшается речь;
-снижается утомляемость;
-повышается способность к произвольному контролю;
-активизируются интеллектуальные и познавательные процессы.
1.2. Принципы и подходы

Программа основывается на следующих принципах:
 Учет индивидуальных возможностей и способностей детей.
 Уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью.
 Комплексный подход при разработке занятий.
 Использование разных видов упражнений.
 Вариативность содержания и форм проведения занятий.
 Систематичность и последовательность занятий.
 Наглядность.
Разработанная программа имеет ряд особенностей:
 Программа содержит 3 блока: 1 блок – «Развитие зрительно-моторной координации» синхронизация работы глаз и рук; 2 блок – «Развитие сенсорных эталонов навыков»; 3
блок – «Развитие общей моторики».
 Постоянная смена видов деятельности и переключения внимания во время занятий
снижает утомляемость, повышает работоспособность детей.
 Использование в программе кинезиологических упражнений, которые способствуют
развитию межполушарных связей. Под влиянием кинезиологических тренировок в
организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем
интенсивней нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения.
Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на
более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль
нервной системы.
 Программа может быть использована на занятиях с детьми разного уровня
сформированности двигательных навыков.
1.3. Условия реализации:
1. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
2. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
3. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
4. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз;
5. Наполняемость в группе до 12 человек;
6. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за выполнения заданий.
7. Целевая группа – дети младшего дошкольного (3 - 4 года) возраста.
8. Программа рассчитана на 64 занятия, периодичностью – 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия составляет 15 - 20 минут. Занятия проводятся в
групповой форме.правильностью
9. Срок освоения программы – 8 месяца.
Направление работы:
Занятия включают в себя пальчиковые игры, кинезиологические игры и упражнения,
игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизинера, игры со счетными палочками,
прищепками, игры с использованием нетрадиционного оборудования и т.д. Занятия
проходят в игровой форме.
1.4.Планируемый результат освоения программы:
 внимание ребенка становится произвольным, увеличивается его объем, оно
становится устойчивым;
 улучшается концентрация и переключение внимания;
 увеличивается объём зрительной и слуховой памяти, ребенок может
целенаправленно запоминать и припоминать материал;
 увеличивается объём кратковременной и долговременной памяти;
 улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий;
 ребенок умеет обобщать, классифицировать, сравнивать, исключать лишнее,
устанавливать необходимые закономерности;

 развито воображение; умеет снять мышечное и эмоциональное напряжение,
излучает уверенность и хорошее настроение.
II Содержательный раздел
Учебный план. Содержание учебно-тематического плана.
Октябрь
Задачи:
1. Упражнять в классификации предметов, уточнять представления о предметах и явлениях
окружающего мира, используя сенсорные эталоны.
2.Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, мышление, внимание, речь,
межполушарное взаимодействие
3. Воспитывать интерес к общению со взрослым и сверстниками, к участию в совместной
деятельности
Занятие 1 «Мой детский сад»
1.Приветствие «Все мы дружные ребята»
2. Упражнение на дыхание «Насосик»
3. Кинезиологическое упражнение «Покажем пальцы» (одна рука сгибание, другая
разгибание.Проделывать одновременно)
4. Знакомство с фигурами «Чудесный мешочек»
5. Игра-массаж с мячом «Ручеек»
6. Выложить из геометрических фигур «домик»
7. Физминутка «Давайте вместе с нами»
8. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»
Занятие 2 «Игрушки»
1.Приветствие «Все мы дружные ребята»
2. Упражнение на дыхание «Говорилка»
3. Кинезиологическое упражнение «Думающая шляпа»
4. Знакомство с фигурами «Чудесный мешочек»
5. Самомасаж резиновые мячики
6. Выложить из счетных палочек «Домик»
7. Физминутка «Давайте вместе с нами»
8. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»
Занятие 3 «Овощи»
1.Приветствие «Все мы дружные ребята»
2. Упражнение на дыхание «Говорилка»
3. Кинезиологическая гимнастика «Мальчик- пальчик»
4. Игра «Что за овощ»
5. Дидактическая игра «На какую фигуру похож овощ»
6.Массаж пальчиков и ладоней «Полянка»
7. Физминутка «Жили были зайчики»
8. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»
Занятие 4 «Сад. Фрукты»
1. Приветствие «Все мы дружные ребята»
2. Упражнение на дыхание «Колобок»
3. Кинезиологическое упражнение «Фонарики»
4. Игра «Чудесный мешочек» – что растет в саду?
5. Дидактическая игра Найди по цвету «заплатки»
6. Самомассаж камушками.
7. Физминутка «Жили были зайчики»
8. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»
Занятие 5 «Моя семья»
1. Приветствие «Все мы дружные ребята»
2. Упражнение на дыхание «Самолёт»
3. Самомассаж ладоней мячиками «Ловкие ручки»
4. Игра «Воздушные шары» - по цветам

5. Закрась шарик
6. Мышечное упражнение «Уже круг, шире круг»
7. Физминтка «У жирафа пятна..»
8. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»
Занятие 6 «Ягоды»
1.Приветствие «Все мы дружные ребята»
2. Упражнение на дыхание «Самолёт»
3. Кинезиологическая гимнастика «По ягоды».
4. Выложи круг из камушек
5. Игра «Найди такой же» выбирать предмет по форме
6. Самомассаж «Мытьё головы»
7. Физминутка «У жирафа пятна..»
8. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»
Занятие 7 «Лес. Грибы»
1.Приветствие «Все мы дружные ребята»
2. Упражнение на дыхание «Черепашка»
3. Кинезиологическая гимнастика «Дом – ёжик – замок»
4. Самомассаж «Шишки для мишки» – игра с сосновыми, еловыми шишками.
5. Упражнение «Выложи грибок» (из пуговиц, фасоли, камушков)
6. «Грибок» – обведи по точкам и раскрасить (штриховка).
7. Физминутка «Грибы»
8. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»
Занятие 8 «Осень в лесу»
1. Приветствие «Все мы дружные ребята»
2. Упражнение на дыхание «Пузырики».
3. Кинезиологическая гимнастика «Фонарики».
4. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (выложить дорожку к домику зайчика из
пуговиц).
5. Глазодвигательная гимнастика «Раз – налево, два – налево»
6. Игра с прищепками «Колючки для ёжика»
7. . Физминутка «Грибы»
8. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»
Ноябрь
Задачи:
1. Упражнять в классификации предметов, декодировать информацию, изображенную на
карточке.
2.Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, внимание, речь.
Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения
Занятие 1 Труд взрослых на полях и огородах
1. Приветствие «Доброе утро»
2. Упражнение на дыхание «Мышка и мишка»
3. Кинезиологическое упражнение «Колечко»
4. Игра «Сделаем заготовки» (раскладывание изображений в контурные банки
одновременно двумя руками)
5. Игра «Разложи по образцу» (фигуры по цвету)
6. «Покатай, покатай» (катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками)
7. Физминутка «Птичка»
8. Игра (ритуал прощания) «Прощание»
Занятие 2 «Птицы»
1. Приветствие «Доброе утро»
2. Упражнение на дыхание «Ветерок»
3. Кинезиологическая гимнастика «Птицы без гнезда»
4. Игра «Выложи птичку» из геометрических фигур

5. Игры с блоками Дьенеша «Домино», «Чудесный мешочек»
6. Массаж ладоней шариками Су-Джоку
7. Физминутка «Птичка»
8. Игра (ритуал прощания) «Прощание»
Занятие 3 «Домашние птицы»
1.Приветствие «Доброе утро»
2. Упражнение на дыхание «Курочки»
3. Кинезиологическая гимнастика «Фигуры играют»
4. Игра «Найди пару» домашние птицы
5. Гимнастика для глаз «Верх-вниз»
6. Самомассаж «Глазки отдыхают»
7. Телесное упражнение «Маршировка»
9. Игра (ритуал прощания) «Прощание»
Занятие 4 «Внимание! Светофор!»
1.Приветствие «Доброе утро»
2. Упражнение на дыхание «Светофорик»
3. Кинезиологическая гимнастика «Ножницы – собака – лошадка»
4. Игра «Что бывает желтым цветом»
5. Игра «Найди такой же по цвету и по форме»
7. Массаж ладоней с мячиком Су-джок (прямыми и круговыми движениями).
8. Телесное упражнение «Маршировка»
9. Игра (ритуал прощания) «Прощание»
Занятие 5 «Посуда»
1.Приветствие «Доброе утро»
2. Упражнение на дыхание «Пчёлка»
3. Кинезиологическое упражнение «Угадай посуду на ощупь»
4. Игры «Большой маленький»
5. Выкладывание из счетных палочек по образцу
6. Упражнение «Ухо-нос» По команде взрослого дотрагиваться до уха, носа
7. Физминутка «Как мы маме помогали»
7. Игра (ритуал прощания) «Прощание»
Занятие 6 «Продукты»
1.Приветствие «Доброе утро»
2. Упражнение на дыхание «Мышка и мишка»
3. Кинезиологическое упражнение «Заяц – колечко- цепочка»
4. Разложи по величине
5. Игра «Сложи продукты в корзинку» (блоки Дьенеша) по цветам
6. Глазодвигательная гимнастика «Глазки вправо, глазки влево»
7. Физминутка «Как мы маме помогали»
8. Игра (ритуал прощания) «Прощание»
Занятие 7 «Одежда»
1.Приветствие «Доброе утро»
2. Упражнение на дыхание «Ветерок»
3. Кинезиологическое упражнение «Я иду наверх»
4. Назови «Что похоже на круг»
5. «4-й лишний» (карточки с 4 предметами, надо найти лишний)
6. Выложи из счетных палочек по образцу
7. Упражнение «Нос – ухо»
8. Игра (ритуал прощания) «Прощание»
Занятие 8 «Обувь»
1.Приветствие «Доброе утро»
2. Упражнение на дыхание «Пчёлка»
3. Кинезиологическое упражнение «Как живёшь»
4. Разрезные картинки «Обувь»

5. Игра «Найди пару»
5. Расставь по величине
6. Массаж рук с карандашом (катание между ладонями, надавливание на подушечки
пальцев).
7. Упражнение «Нос – ухо»
8. Игра (ритуал прощания) «Прощание»
Декабрь
Задачи:
1. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме. Формировать
произвольные, координированные движения пальцев рук. Учить соотносить предметы со
словесным обозначением.
2.Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, внимание, речь.
Стимулировать тактильные ощущения.
3.Воспитывать уважительное отношение друг к другу
Занятие 1 «Профессии»
1.Приветствие «Вежливые слова»
2. Упражнение на дыхание «Косим траву»
3. Кинезиологическое упражнение «Ладонб-ребро-кулак»
4. Игра на внимание «Кого не стало»
5. Игры с камюшками «Выкладываем квадрат»
6. Гимнастика для глаз «Вверх-вниз»
7. Физминутка «Матрешка»
8. Игра (ритуал прощания) «Круг друзей»
Занятие 2 «В лесу зимой»
1.Приветствие «Вежливые слова»
2. Упражнение на дыхание «Большой – маленький»
3. Кинезиологическое упражнение «Ловкие пальчики»
4. Геометрические фигуры (выкладывание фигур из пуговиц)
5. Самомассаж «Глазки отдыхают»
6. Упражнение «Намотаем нитки на катушки»
7. Физминутка «Матрешка»
8. Игра (ритуал прощания) «Круг друзей»
Занятие 3 «Зима»
1.Приветствие «Вежливые слова»
2. Упражнение на дыхание «Летят гуси»
3. Кинезиологическое упражнение «Да – нет».
4. Дидактическая игра с мячом «Горячий-холодный»
5. Упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Колечко»
6. Раскладываем «снежки большие и маленькие»
7. Физминутка «Автобус»
8. Игра (ритуал прощания) «Круг друзей»
Занятие 4 «Транспорт»
1. Приветствие «Вежливые слова»
2. Упражнение на дыхание «Паровоз»
3. Кинезиологическое упражнение «Внутри — снаружи».
4. Собери картинку (разрезные картинки)
5.Сложи из счетных палочек лодку, пароход
6. Массаж рук с карандашом (катание между ладонями, надавливание на подушечки
пальцев).
7. Физминутка «Автобус»
8. Игра (ритуал прощания) «Круг друзей»
Занятие 5 «Правила дорожного движения»
1.Приветствие «Вежливые слова»
2. Упражнение на дыхание «Косим траву»

3. Кинезиологическое упражнение «Светофор»
4. Дидактическая игра выложи из пуговиц «Прямоугольник»
5. Упражнение «Поздороваться с соседом слева». Дети по очереди по кругу здороваются с
соседом слева, называя его имя и улыбаясь.
6. 7. Сложи из кругов «Собери светофор»
7. Физминутка «Автобус»
8. Игра (ритуал прощания) «Круг друзей»
Занятие 6 «Водный транспорт»
1.Приветствие «Вежливые слова»
2. Упражнение на дыхание «Ветер надувает паруса» (с бумажными салфетками)
3. Кинезиологическое упражнение ««Летает, плавает, едет»
4. Игра на внимание «Найди отличие»
5. Формирование пространственных представлений «Где находится предмет»
6. Конструирование из палочек Киюзенера «Самолетик»
7. Физминутка «Гномы»
8. Игра (ритуал прощания) «Круг друзей»
Занятие 7 «Инструменты»
1.Приветствие «Вежливые слова»
2. Упражнение на дыхание «Большой – маленький»
3. Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»
4. Дидактическая игра найти инструмент
5. Самомассаж пуговицами разного размера и формы.
6. Выложить из счетных палочек «Забор»
7. Физминутка «Мы погреемся немножко»
8. Игра (ритуал прощания) «Круг друзей»
Занятие 8 «Мебель»
1.Приветствие «Все мы дружные ребята»
2. Упражнение на дыхание «Насосик»
3. Кинезиологическая гимнастика «Кулак-ребро-ладонь»
4. Дидактическая игра «высокий – низкий»
5. Упражнение «Ухо-нос» По команде взрослого дотрагиваться до уха, носа
6. Выложить из счетных палочек «Кровать, стул»
7. Физминутка «Мы погреемся немножко»
8. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»
Январь
Задачи:
1. Способствовать формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно
2.Развивать мелкую моторику пальцев рук, межполушарное взаимодействие. Развивать
способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения
поставленных задач.
3. Воспитывать усидчивость
Занятие 1 «Новый год»
1.Приветствие «Здравствуй, Небо!»
2. Упражнение на дыхание «Мельница»
3. Кинезиологическое упражнение «Новый год»
4. Дидактическая игра на внимание «Что не хватает на картинке»
5. «Волшебный мешочек» (узнай на ощуп геометрическую фигуру»
6. Массаж рук с карандашом (катание между ладонями, надавливание на подушечки
пальцев).
7. Физминутка «Падают снежинки»
8. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»
Занятие 2 «Зимующие птицы»
1.Приветствие «Здравствуй, Небо!»»

2. Упражнение на дыхание «В лесу»
3. Кинезиологическое упражнение «Снегири»
4. Игра «Найти различия»
5. Самомасаж резиновыми мячиками
6. «Птички гуляют» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.
Усложнение – двумя руками одновременно.
7. «Физминутка «Падают снежинки»
8. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»
Занятие 3 «Зима»
1.Приветствие «Здравствуй, Небо!»»
2. Упражнение на дыхание «Сердитый ежик»
3. Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа и кинезиологии «Зима»
4. Дидактическая игра «Чего не стало»
5. Эмоционально-стимулирующая гимнастика «Льдинка, снежинка, сосулька»
6. Выложить снежинку из камушек
7. Физминутка «Снег руками нагребаем»
8. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»
Занятие 4 «Зимние развлечения»
1.Приветствие «Здравствуй, Небо!»»
2. Упражнение на дыхание «Конькобежец»
3. Кинезиологическое упражнение «Вяжем шарфик»
4. Игра «разрезные картинки»
5. Самомассаж гранёными карандашами.
6. Глазодвигательное упражнение «Совместные движения глаз и языка».
7. Физминутка «Снег руками нагребаем»
8. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»
Занятие 5 «Зимняя одежда»
1.Приветствие «Здравствуй, Небо!»»
2. Упражнение на дыхание «Мельница»
3. Кинезиологическое упражнение «Как у нашей кошки»
4. Найди по описанию (зимняя одежда)
5. Игра с мячом «Назови одежду»
5.Тактильныйгнозис «Пальчики шагают по дорожке»
6. Упражнение «Умные шнурки» - составлять узор двумя верёвочками и двумя руками
одновременно
7. Физминутка «Снег руками нагребаем»
8. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»
Занятие 6 «Зимний лес»
1.Приветствие «Здравствуй, Небо!»»
2. Упражнение на дыхание «В лесу»
3. Кинезиологическое упражнение «Кого встретили в лесу?»
4. Назови кто на картинке (животные зимой)
5. Телесное упражнение «Такие разные деревья»
6. «Необычное дерево» - работа с палочками счетными
7. Физминутка «Ветер»
8. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»
Занятие 7 «Кухня. Посуда»
1.Приветствие «Здравствуй, Небо!»»
2. Упражнение на дыхание «Дышим тихо, спокойно и плавно»
3. Кинезиологическое упражнение «Цепочка»
4. «Склеим чашку» – собрать картинку из четырёх частей.
5. Самомассаж резиновыми ребристыми мячиками (ёжиками).
6. «Папина кружка» - выложить из счетных палочек
7. Физминутка «Ветер»

8. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»
Занятие 8 Звери в зимнем лесу
1.Приветствие «Здравствуй, Небо!»»
2. Упражнение на дыхание «Ёжик»
3. Кинезиологическое упражнение «Цепочка»
4. «Найди зверей на картинке и назови»
5. Упражнение «Прокати орешек» (катание грецкого ореха в ладонях)
6. Упражнение «Ухо-нос» По команде взрослого дотрагиваться до уха, носа
7. Телесное упражнение «Маршировка»
8. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»
Февраль
Задачи:
1. Упражнять в классификации предметов, учить соотносить предметы со словесным
обозначением.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, внимание, речь
3. Воспитывать стремление довести начатое дело до конца
Занятие 1 «Любимые сказки»
1.Приветствие «Мой любимый сказочный герой»
2. Телесное упражнение «Угадай сказку»
3. Тактильныйгнезис «Что это?»
4. Кинезиологическое упражнение «Назови сказку правильно»
5. Самомассаж резиновыми ребристыми мячиками (ёжиками).
6. Телесное упражнение «Матрешки»
7. Физминутка «Веселые зайчата»
8. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы»
Занятие 2 «Дикие животные»
1.Приветствие «Здравствуйте»
2. Дыхательное упражнение «Сердитый ежик»
3. Кинезиологическое упражнение «Погладь-похлопай»
4. Игра «Найди и назови» дикие животные
5. Игры с блоками «Собери зверей из фигур» (по типу «Лепим нелепицы»)
6. Упражнение «Ухо-нос» По команде взрослого дотрагиваться до уха, носа
7. Физминутка «Веселые зайчата»
8. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы»
Занятие 3 «Детеныши диких животных»
1.Приветствие «Здравствуйте»
2. Дыхательное упражнение «Великан и карлик»
3. Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза - вилка»
4. Игра «Угадай что в мешочке»
5. Телесное упражнение «Пылесос»
6. «Выложи медведя из геометрических фигур по образцу» (блоки Дьеныша)
7. Физминутка «Веселые зайчата»
8. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы»
Занятие 4 «Домашние животные»
1.Приветствие «Здравствуйте»
2. Дыхательное упражнение «Куры»
3. Кинезиологическая сказка «Два котенка».
4. «Найди и назови» домашние животные
5. Самомассаж гранёными карандашами.
6. Выложить из геометрических фигур «Забор»
7. Физминутка «Веселые зайчата»
8. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы»
Занятие 5 «Детеныши домашних животных»
1.Приветствие «Здравствуйте»

2. Дыхательное упражнение «Как гуси шипят»
3. Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»
4. Игра «Угадай кого не стало»
5. Глазодвигательное упражнение «Найди глазками маму»
6. Упражнение «Накормим теленка» (путем отщипывания от листа и скатывание комочков)
7. Физминутка «Петух»
8. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы»
Занятие 6 «День защитника Отечества»
1.Приветствие «Здравствуйте»
2. Дыхательное упражнение «Качалка»
3. Кинезиологическое упражнение «Кулак, ребро, ладонь»
4. Кодовый замок» (найди лишнюю фигуру по форме)
5. Самомассаж гранёными карандашами.
6. Сложи танк из счетных палочек
7. Игра на внимание «Стройся!»
8. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы»
Занятие 7 «Мебель»
1.Приветствие «Здравствуйте»
2. Дыхательное упражнение «Великан и карлик»
3. Кинезиологическое упражнение «Здравствуй»
4. Разрезные картинки (мебель)
5. «Угадай что в мешочке» (геометрические фигуры)
6. Самомассаж колючими мясиками
7. Физминутка «гномы»
8. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы»
«Транспорт воздушный»
1.Приветствие «Здравствуйте»
2. Упражнение на дыхание «Курочки»
3. Кинезиологическое упражнение «Вертолет».
4. «Грузим камушки на грузовик» - камушки по цветам.
5. Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком бусинки.
6. Упражнение «Строим дорогу для машины» - с палочками Кюизенера
7. Физминутка «Гномы»
8. Игра (ритуал прощания) «Эстафета дружбы»
Март
Задачи:
1. Упражнять в классификации предметов, формированию умения понимать учебную задачу
и выполнять ее самостоятельно. Стимулировать тактильные ощущения.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, межполушарное взаимодействие
3. Воспитывать умение слушать и слышать задания взрослого
Занятие 1 « Домашние птицы»
1.Приветствие «Здороваемся необычно»
2. Дыхательное упражнение «Утка»
3. Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»
4. Игра «Поможем курочке»
5. Самомассаж рук карандашом
6. Построй заборчик для птиц (с блоками Дьенеша)
7. Физминутка «Курочка»
8. Игра (ритуал прощания) «Выполни задание»
Занятие 2 «Мамин день»
1.Приветствие «Здороваемся необычно»
2. Дыхательное упражнение «Цветы в саду»
3. Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро - ладонь»
4. Игра «Найди 5 отличий»

5. Самомассажбигудями
6. Упражнение «Собери ромашку» - пристёгивание пуговиц
7. Физминутка «Помощники»
8. Игра (ритуал прощания) «Выполни задание»
Занятие 3 «Бусы для мамочки»
1.Приветствие «Здороваемся необычно»
2. Дыхательное упражнение «Цветы в саду»
3. Кинезиологическое упражнение «Солнышко»
4. Игра «бусы разной формы»
5. Самомассаж бусинкой
6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе одновременно
двумя руками.
7. Физминутка «Помощники»
8. Игра (ритуал прощания) «Выполни задание»
Занятие 4 «Весна»
1.Приветствие «Здороваемся необычно»
2. Дыхательное упражнение «Ушки»
3. Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Весна»
4. Игра «Что бывает квадратной формы»
5. Самомассаж ушных раковин
6. Игры с палочками Кюизенера «Цветочки»
7. Физминутка «Ветер»
8. Игра (ритуал прощания) «Выполни задание»
Занятие 5 «Природа весной»
1.Приветствие «Здороваемся необычно»
2. Дыхательное упражнение «Подуем на плечо»
3. Кинезиологическое упражнение «Весна пришла»
4. Игра «Найди предметы желтого цвета»
5. Самомасажж колючим мячиком
6. «Солнце светит ярко-ярко» (выложить из счётных палочек лучи вокруг желтого круга
левой рукой)
7. Физминутка «Ветер»
8. Игра (ритуал прощания) «Выполни задание»
Занятие 6 «Цветы»
1.Приветствие «Здороваемся необычно»
2. Дыхательное упражнение «Цветы в саду»
3.Упражнение по кинезиологии «Букет цветов»
4. Игра «Собери цвето» по цвету и форме
5. Глазодвигательное упражнение «Найди глазками предмет»
6. Сложи узор «Цветок» (по образцу) – тактильный гнезис
7. Физминутка «Цветок»
8. Игра (ритуал прощания) «Выполни задание»
Занятие 7 «Весенняя одежда»
1.Приветствие «Здороваемся необычно»
2. Дыхательное упражнение «Косарь»
3. Упражнение по кинезиологии «Змея»
4. Игра «Заплатки»
5. Глазодвигательное упражнение «Взгляд влево вверх»
6. Сложи «шарфик» из камушков, счётных палочек
7. Физминутка «Цветок»
8. Игра (ритуал прощания) «Выполни задание»
Занятие 8 «Рыбки»
1. Приветствие «Здороваемся необычно»
2. Упражнение на дыхание «Пузырики».

3. Кинезиологическое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка»
4. Игра «
5. Упражнение на ощупь «Морской ёж» (самомассаж шариками Су-Джоку)
6. Выложить «Рыбку» из счетных палочек
7. Физминутка «Рыбка»
8. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»
Апрель
Задачи
1. Упражнять в классификации предметов, закреплять умение декодировать информацию,
изображенную на карточке.
2. Развивать у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и отличать одно
свойство от другого, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы), восприятие
логическое мышление.
3. Воспитывать умение работать в коллективе
Занятие 1 «Насекомые»
1.Приветствие «Волшебный клубок».
2. Упражнение на дыхание «Бабочка»
3. Кинезиологическая сказка «Две обезьянки»
4. Игра «Посади насикомых на цветочки»
5. Самомассаж рук ребристым карандашом
6. Игры с блоками Дьенеша с 2 обручами «Помоги насекомым найти свой домик»
7. Физминутка «бабочка»
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Занятие 2 «Комнатные растения»
1.Приветствие «Волшебный клубок»
2. Дыхательное упражнение «Шагом марш!»
3. Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»
4. Игра «Умею - не умею» - педагог бросает мяч ребенку, тот бросает в ответ и говорит, что
умеет или не умеет
5. Самомассаж «Моем голову»
6. Игры с блоками Дьенеша «Расставь растения по полочкам», «За каким растением клад»
7. Физминутка «Бабуочка»
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Занятие 3 «Космос»
1.Приветствие «Волшебный клубок»
2. Дыхательное упражнение «На планете дышится тихо, спокойно и плавно»
3. Кинезиологическое упражнение «Колечко»
4. Игра «Найди половинку»
5. Самомасаж «Моем голову»
6. «Собери ракету» - работа с палочками Кюизенера
7. Формирование пространственных представлений «Возьми предмет» (сначала левой, а
затем правой рукой, далее двумя руками)
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Занятие 4 «Космический транспорт»
1.Приветствие «Волшебный клубок»
2. Дыхательное упражнение «Дорожка».
3. Кинезиологическое упражнение «Лесенка»
4. Игра «Найди 5 отличей»
5. Самомасаж ребристым карандашем
6. Собери «Ракету» из счетных палочек
7. Формирование пространственных представлений «Возьми предмет» (сначала левой, а
затем правой рукой, далее двумя руками)
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Занятие 5 «Магазин продуктов»

1.Приветствие «Волшебный клубок»
2. Дыхательное упражнение «Скрещивание рук внизу»
3. Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – пароход»
4. Игра «Найди половинку»
5. Игра «Оторви чек» (отрываем клочки бумаги от полоски)
6. Упражнение «Прокати орешек» (катание грецкого ореха в ладонях)
7. Физминутка «Кузнечик»
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Занятие 6 «Город»
1.Приветствие «Волшебный клубок»
2. Дыхательное упражнение «Постучи кулачками»
3. Кинезиологическое упражнение «Лесенка»
4. Игра «Высокий – низкий»
5. Упражнение «Построим дом из кубиков» (левой рукой)
6. «Выложи дом из цветных геометрических фигур» (блоки Дьенеша)
7. Физминутка « Кузнечик»
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Занятие 7 «Лягушка»
1.Приветствие «Волшебный клубок»
2. Дыхательное упражнение «Трубач»
3. Кинезиологическая игра «Кулак, ребро, ладонь» на фразу: «Лягушка хочет в пруд,
лягушке скучно тут»
4. Игра «Что бывает зеленым»
5. Самомасаж камушками
6. «Проложи дорожку от одной лягушки к другой» - тактильный гнезис
7. Физминутка «Лягушка»
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Занятие 8 «Цветы»
1.Приветствие «Волшебный клубок»
2. Дыхательное упражнение «Цветик-семицветик»
3. Кинезиологическое упражнение «Гномики»
4. Игра «Что бывает желтым»
5. Самомасажсуджок
6. Тактильное упражнение «Каждому цветочку — свое место» - закрыть контуры
различных цветов нужными цветочками, взятыми из коробки.
7. Физминутка «Цветок»
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Май
Задачи:
1. Продолжать учить обводить изображения по контуру, формировать произвольные
координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности развитие
осязательного восприятия
2.Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику пальцев рук, логическое
мышление, внимание
3.Воспитывать доброжелательность, любознательность, самостоятельность
Занятие 1 «Домик»
1.Приветствие «Поздороваться с соседом слева»
2. Дыхательное упражнение «Хорошая погода»
3. Кинезиологическое упражнение «Замок»
4. Игра «Угадай кто в домике живет»
5. Самомассаж «На полянке стоит дом»
6. Палочки Кюизинера, блоки Дьенеша «Строим дом»
7. Физминутка «Цветок»
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»

Занятие 2 «Ягоды»
1. Приветствие «Поздороваться с соседом слева»
2. Дыхательное упражнение «Пускаем мыльные пузыри»
3. Кинезиологическое упражнение «Замок»
4. Игра «Что бывает красным»
5. Самомассаж рук скрепками
6 Игры с блоками Дьенеша «Разложим ягоды по банкам»
7. Физминутка «Цветы»
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Занятие 3 «Грибы»
1. Приветствие «Поздороваться с соседом слева»
2. Дыхательное упражнение «Радуга, обними меня»
3. Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро - ладонь»
4. Игра «Помоги белочке разложить грибы» (игры с 2 корзинки)
5.Самомасаж рук скрепками
6. Игра с квадратом Воскобовича «Соберём грибы»
7. Физминута «Цветы»
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Занятие 4 «Путешествие в сказочный лес»
1. Приветствие «Поздороваться с соседом слева»
2. Дыхательное упражнение «В лесу»
3. Кинезиологическое упражнение «Думающая шляпа»
4. Игра Игра «Кодовый замок»
5. Упражнение «Построим мост» (по схеме)
6. Глазная гимнастика «Часы»
7. Физминутка «Цветы»
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Занятие 5 «Рыбки в аквариуме»
1. Приветствие «Поздороваться с соседом слева»
2. Дыхательное упражнение «Ветер»
3. Кинезиологическое упражнение «Рыбка озорница»
4. Игра «Найди отличие»
5. СамомасажСуджок
6. «Выложи рыбку из цветных геометрических фигур» (Блоки Дьенеша)
7. Физминутка «Рыбка»
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Занятие 6 «Пчёлки»
1. Приветствие «Поздороваться с соседом слева»
2. Дыхательное упражнение «Цветик - семицветик»
3. Кинезиологическое упражнение «Пчёлки»
4. Игра «Посади пчелок»
5. Глазодвигательная гимнастика «Глаз – путешественник». Палочки Кюизенера «Построим
улей»
6. Палочки Кюизенера «Построим улей»
7. Физминутка «Пчека»
8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
Занятие 7 «Мы выросли»
1. Приветствие «Поздороваться с соседом слева»
2. Дыхательное упражнение «Радуга, обними меня»
3. Кинезиологическое упражнение «Веселые пальчики»
4.Игра «Чудесный мешочек» - геометрические фигуры
5. «Подбери и разложи фигуры по цвету в коробочки»
6. «Умные шнурки» (учить вкладывать шнурок в дырочку)
7. «Прокати орешек» (катание грецкого ореха в ладонях)

8. Игра (ритуал прощания) «Спасибо за приятное занятие»
IIIСписок литературы, используемый при разработке программы
1.Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) Н.О. Лелявина, Б.Б.
Финкельштейн.
2. Глушакова О.А., Дедова С.И. - Весёлые счётные палочки.
3. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой
гимнастики. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
4. Мария Монтессори: Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.
5. Новикова В.П., Тихонова Л.И.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для
работы с детьми 3-7 лет.
6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ
Сфера, 2008.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
8. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от
рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».