Структура программы I. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка Направленность Актуальность Отличительные особенности Адресат программы Объём и срок освоения Форма обучения Режим занятий, продолжительность занятий 1.2. Цель и задачи программы 1.3.Содержание программы 1.4. Планируемые результаты II. Организационно – педагогические условия 2.1Календарный учебный график 2.2Условия реализации программы 2.3Форма подведения итогов 2.4Оценочные материалы 2.5Список литературы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1.Пояснительная записка. Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности. Данная программа разработана на основе: - Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155). - «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 N 196 . - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 - - - - «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», далее - СанПиН 2.4.4.3172-14); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 года № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ; Устав МБДОУ Дополнительная адаптированная образовательная программа (далее Программа) определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ОВЗ (задержкой психического развития) и направлена на коррекцию недостатков в их развитии, а также профилактику нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, обеспечение помощи семьям в обучении детей с ОВЗ (задержкой психического развития) дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья. Программа направлена оказание помощи ребѐнку с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ Направленность Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребѐнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем Основную общеообразовательную программу дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) и направлена на создание условий, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Актуальность При воспитании и обучении детей с ЗПР существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Адресат программы Дополнительная адаптированная программа рассчитана на детей с ЗПР в возрасте от 5-8лет. Режим и продолжительность занятий Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий - 20 минут. Форма обучения - индивидуально с каждым ребенком Отличительные особенности Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Организационный раздел содержит описание материально- технического обеспечения программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения, организацию развивающей предметно-пространственной среды. Новизна программы заключается в следующем: -подобран комплекс диагностических методик, выявляющих отклонения в умственном развитии детей (Приложение); -составлен план индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР 5-8 лет (Приложение); -совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная); -максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка. 1.2. Цель и задачи реализации адаптированной программы Цель программы: Создание условий коррекционно-педагогической работы для всестороннего развития ребёнка с задержкой психического развития в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Основные задачи Программы: - определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого - медикопедагогической комиссии); - учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР при освоении ими образовательной программы; осуществлять индивидуально-ориентированную и психолого-педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ЗПР с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - разработать и реализовать план индивидуальной работы с ребенком; - развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками; -оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР по вопросам обучения детей. В соответствии с Законом РФ “Об образовании в Российской Федерации” Квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Основной формой работы педагога дополнительного образования с ребенком, имеющим задержку психического развития, являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут. Специалист дошкольного учреждения осуществляет информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы, которую посещает ребенок и родителей, подключая последних к коррекционно-развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком. Предусматривается подключение родителей к участию в интегрированных занятиях, присутствие родителей на индивидуальных занятиях с их ребенком, обязательное консультирование родителей. Коррекционная работа направлена на: - обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; - освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах общеобразовательной направленности, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Цель: достижение детьми с ОВЗ дифференцированной, в зависимости от тяжести и сложности нарушений развития, готовности к усвоению программ специальных образовательных учреждений. Задачи: - создание современной развивающей образовательной среды, для детей с ОВЗ; - формирование общей культуры; развитие интеллектуальных и личностных качеств; - формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих социальную успешность; - сохранение и укрепление здоровья; коррекцию недостатков психического развития детей. 1.3 Основные направления коррекционно-развивающей работы. 1. Диагностическая работа включает: - выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы; - проведение комплексной диагностики нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; - изучение развития познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер и личностных особенностей детей; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей). 2. Коррекционно-развивающая работа включает: - реализацию комплексного индивидуально-ориентированного сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития; - выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - организацию и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и интеллектуальном развитии; - коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер; - формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции. 3. Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса; - консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. 4.Информационно-просветительская работа предусматривает: - информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; - различные формы просветительской деятельности (беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; 1.4.Планируемые результаты освоения ребенком с ЗПР дополнительной адаптированной образовательной программы. При реализации Дополнительной адаптированной образовательной программы идет ориентир на те же требования к планируемым результатам освоения Программы, что и при работе с детьми с нормальным психофизическим развитием. Целевые ориентиры на этапе завершения занятий: -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; -у ребенка развита крупная и мелкая моторика; -может контролировать свои движения и управлять ими; -ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения иправилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками; -ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумыватьобъяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Целевые ориентиры в части, формируемой участниками образовательных отношений. Образовательные области. Планируемые результаты (ожидаемые результаты) 1. Познавательное развитие (ФЦКМ - формирование целостной картины мира) -Знает некоторые конкретные знаки (буква, цифра), символы (флаг, герб). Знает название родного города, достопримечательности, историю появления города, основные профессии, их содержание. Устанавливает родственные связи, рассказывает о них, называет домашний адрес. -Классифицирует разные виды предметов. Определяет в предметах размер, цвет, форму, материал и т.п. и на их основе описывает предмет. Определяет материалы, из которых они сделаны, самостоятельно определяет свойства и качества этих материалов (структура поверхности, твердость - мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость, температура поверхности). Знает, что любая вещь создана трудом многих людей. - Анализирует результаты наблюдений и делает выводы о некоторых закономерностях ивзаимосвязях в природе. Упорядочивает накопленную информацию. - Устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и ихиспользованием. Определяет прошлое рукотворных предметов. - Обследует предмет с помощью системы сенсорных эталонов и персептивных действий. Знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества. - Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей. Объясняет экологические зависимости; устанавливает связи и взаимодействия человека с природой. - Имеет представления о различных природных объектах, растительности леса (луга, сада, поля) о домашних и диких животных, птицах. 2. ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) - Сравнивает предметы по длине, высоте, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты. Узнает и называет геометрические фигуры, их величину: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. Называет дни недели, последовательность частей и суток. - Владеет навыками счета до 20, отсчитывает по заданной мере, обозначает число цифрой, называет цифры от 1 до 20. Знает количественный состав числа из единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших, различает количественный и порядковый счёт. Соотносит количество предметов с цифрой. Владеет умением увеличивать и уменьшать число на единицу. - Составляет и решает задачи на сложение и вычитание, пользуется арифметическими знаками действий. Измеряет длину предметов с помощью условной мерки. Узнаёт и называет геометрические фигуры, их величину: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Называет текущий месяц, последовательность дней недели, времена года (месяцы по временам года). -Ребенок, в полной мере овладевший элементарными представлениями о признаках предметов, количестве и числе, выполняет простейшие счетные операции, решает арифметические задачи, ориентируется во времени и пространстве; овладел средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. 3. Речевое развитие - Употребляет сложные предложения разных видов: пересказывая, пользуется прямой и косвенной речью. Составляет по образцу самостоятельные рассказы из опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочиняет концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Определяет место звука в слове. -Подбирает несколько прилагательных к существительному; заменяет слово другим со сходным значением. Употребляет слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений. - Ребенок участвует в разговоре: задаёт вопросы, отвечает на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывает о факте событии, явлении. Доброжелателен как собеседник, говорит спокойно, не повышая голоса. В общении со сверстниками пользуется стандартизированными формулами словесной вежливости. - Употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятие звук, слог, слово, предложение. Различает мягкие и твердые согласные, гласные. Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове. Правильно согласовывает числительные с существительными, употребляет пространственные предлоги. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 2.1. Описание индивидуального образовательного маршрута в соответствии с направлениями развития, представленными в двух образовательных областях. Программа обеспечивает развитие детей по двум взаимодополняющим образовательным областям (познавательное, речевое развитие). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и т.д. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д. 2.2. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ЗПР Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированностью познавательной деятельности. В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно-развивающий. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление первичных нарушений, вызванных непосредственно первопричиной возникновения нарушений в развитии психических процессов, но и на предупреждение вторичных нарушений развития, которые могут возникнуть. А также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально - дифференцированного подхода. Следовательно, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка. Работа осуществляется в нескольких направлениях: - развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности: - развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; - профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении; - создание условий для развития самосознания и самооценки; - формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; - предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций: - развитие сферы образов-представлений; - формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно- действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления; - формирование пространственно-временных представлений; - развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; - развитие творческих способностей; - развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков. Развитие речи и коммуникативной деятельности: - целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей); - создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы; - развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания; - формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения; - стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно - познавательному и внеситуативно-личностному общению. Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочнооперационных и регуляционных компонентов): - целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности; - всестороннее развитие предметно-практической деятельности; - развитие игровой деятельности; - формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа; - формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально волевой), социальной. 2.3 Взаимодействия с семьёй воспитанника Формы сотрудничества консультации, родительские с семьей: информативные (индивидуальные беседы, собрания, дни открытых дверей, папки-передвижки, информационные обучающие (тестирование). стенды), (семинары-практикумы) исследовательские 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 3.1. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР и заключений психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ предполагает соблюдение следующих позиций: 1) регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ОВЗ строится специалистом дошкольной образовательной организации в соответствии с ДАОП, разработанным индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций ПМПК; 2) создание специальной среды; При планировании работы по ДАОП необходимо ориентироваться на: – формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания; – создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов. – личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов действия, осмысление результатов. В ДАОП определяется оптимальное для ребенка с ЗПР соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психологопедагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. Реализация индивидуальной ДАОП ребенка с ЗПР осуществляется с учетом: – особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения; – особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками организации; – вариативности, технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению в среду нормативно развивающихся сверстников; – критериев готовности особого ребенка продвижению по этапам инклюзивного процесса; – организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в группе пребывания. Координация реализации ДАОП осуществляется на заседаниях психолого-медикопедагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ. Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ЗПР в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами. 1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослого с ребенком, предполагающее создание таких ситуаций, в которых ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах образовательной деятельности педагог занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка. 2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других детей), стимулирование самооценки. 4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей социальнокоммуникативному, познавательному, речевому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности. Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка. 6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у детей могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье. Важным условием является составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком, который даёт представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы ДО; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения. 3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: игровой (включая игры с правилами и др.), коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятии художественной литературы и фольклора. Подбор игрушек и оборудования для организации данных видов деятельности в дошкольном возрасте представлен в соответствии с требованиями. Для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, реализации задач ДАОП соблюдены следующие требования. 1) Для содержательного насыщения среды: средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), игровое, которое позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей. 2) РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей; 3) обеспечивается функция доступности воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; 4) все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования компьютером. Предметно-игровая среда строится на определенных принципах: Принцип активности, самостоятельности, творчества. Обеспечивается созданием развивающей среды, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Принцип стабильности-динамичности. Реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется территория, с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Реализуется в возрастном плане расширением спектра функциональных помещений и их дифференциаций. В детском саду существуют специальные функциональные помещения (физкультурный и музыкальный залы, специально отведенное место для детского экспериментирования, лего-кабинет и др.) Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Обеспечивается увеличением непрогнозируемости событий, наполняющих среду, для чего осуществляется оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Стимулы должны способствовать знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта, расширению экологических представлений, представлений об окружающем, знакомству с языком движений, графики и т. д. Принцип занимательности. Облегчает вовлечение ребенка в целенаправленную деятельность, формирует желание выполнять предъявленные требования, а так же стремление к достижению конечного результата. Принцип новизны. Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе за счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника. Для реализации ДАОП имеется отдельный кабинет для занятий с учителем-дефектологом. Оборудование кабинета осуществлено на основе паспорта кабинета специалиста. Примерное содержание РППС (перечень оборудования) составлено с учетом образовательных областей и их содержания. Коррекция и развитие психомоторных функций у детей -упражнения для развития мелкой моторики; -игры на развитие локомоторных функций; -комплексы самомассажа; -дыхательные упражнения; Сортировщики различных видов, настольные разных конфигураций для надевания; наборы объемных тел повторяющихся форм, цветов и размеров для сравнения; бусы и цепочки с образцами сборки; шнуровки; развивающе-игровой комплекс «Интошка», -кинезиологические упражнения; с прорезями и подвижными элементами; наборы для навинчивания; набор для подбора по признаку и соединения элементов; разные виды мозаики; пособия по развитию речи;; ящик для занятий с песком. Коррекция эмоциональной сферы -преодоление негативных эмоций; -игры на регуляцию деятельности дыхательной системы; -игры и приемы, направленные на формирование адекватных форм поведения; -игры и упражнения на развитие саморегуляции и самоконтроля Развитие познавательной деятельности -игры на развитие концентрации и распределение внимания; -игры на развитие памяти; Наборы из основы со стержнями разной длины и элементами одинаковых или разных форм и цветов; пирамидки с элементами различных форм; доски с вкладышами - упражнения для развития мышления; -игры и упражнения для развития исследовательских способностей; -упражнения для активизации познавательных процессов тактильными элементами; - наборы рамок- вкладышей одинаковой формы и разных размеров и цветов со шнурками; - доски с вкладышами и рамки вкладыши по различным тематикам; - составные картинки, тематические кубики и пазлы; - наборы кубиков с графическими элементами на гранях и образцами сборки; - мозаики с цветными элементами различных конфигураций и размеров; - настольные конструкторы из различных материалов с различными видами крепления деталей; наборы геометрических фигур плоскостных и объемных; - наборы демонстрационного и раздаточного счетного материала разного вида; - пособия для изучения состава числа; - наборы для сравнения линейных и объемных величин; демонстрационные часы; - оборудование и инвентарь для исследовательской деятельности с методическим сопровождением; наборы с зеркалами для изучения симметрии; - предметные и сюжетные тематические картинки; демонстрационные плакаты по различным тематикам; игры-головоломки. Формирование высших психических функций -игры и упражнения для речевого развития; -игры на развитие саморегуляции; -упражнения для формирования Бусы с элементами разных форм, цветов и размеров с образцами сборки; набор составных картинок с различными признаками для сборки; наборы кубиков с графическими элементами на гранях и образцами сборки; домино картиночное, логическое, тактильное; межполушарного взаимодействия; - игры на развитие зрительно-пространственной координации; -упражнения на развитие концентрации внимания, двигательного контроля и элиминацию импульсивности и агрессивности; -повышение уровня работоспособности нервной системы лото; игра на изучение чувств; тренажеры для письма; аудио- и видеоматериалы; материалы Монтессори; логические игры с прозрачными карточками и возможностью самопроверки; логические пазлы; наборы карт с заданиями различной сложности на определение «одинакового», «лишнего» и «недостающего»; планшет с передвижными фишками и тематическими наборами рабочих карточек с возможностью самопроверки; - Компьютерно-техническое оснащение используется для различных целей: -для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.; -для включения специально подготовленных презентаций в образовательный процесс; - для проигрывания компьютерных обучающих и развивающих игр. 3.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. 1. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой.—СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. 2. Нищева Н. В. Проект примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет. 3. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. 4. В. В. Колесникова, Т. М. Неретина и др. Система работы со старшими дошкольниками ЗПР. Программно-методическое пособие. Список литературы 1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей», Детство-пресс, С-Пб, 2001г. 2. Бойкова С.В. «Занятия с логопедом по развитию речи детей», КАРО, С-Пб, 2007г 3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А., «Логопедические игры и задания», КАРО, С- Пб, 2002г. 4. Галасина Л.Я., Ивановская О.Г. «Звуки на все руки», Детство-пресс, С-Пб, 2008г. 5. Гаркуши Ю.Ф. «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи», РОН, М., 2000г. 6. Герасимова А. «Популярная логопедия», АЙРИС ПРЕСС, М.2007г. 7. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» , АЙРИС ПРЕСС, М.2007г. 8. С.Д. Забрамная «От диагностики к развитию», Новая школа, М. 1998г. 9. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. «Звуки на все руки», Детство-пресс, С-Пб, 2008г. 10. Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика дошкольников», КАРО, С-Пб, 2002г. 11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР», М., 2008г. 12. Кузнецова Е.В. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи», Сфера, М. 2008г. 13. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. «Воспитание речи у детей с моторной алалией» «Просвещение», М., 1977г 14. Лалаева Р.И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младшихшкольников», Союз, 2003г. 15. Лалаева Р.И. «Методика психолингвистического исследования нарушений речи», Наука- Питер, 2005г. 16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя удошкольников с ОНР», «Союз», С-Пб, 2001г. 17. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» «Союз», С-Пб, 2001г. 18. Лопухина И.С. «Логопедия», Аквариум, М., 1995г. 19. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М. : Профи, 1993. 20. Медведева И.В., Моторина Т.Г. «Логоигры», КАРО, С-Пб, 2003г. 21. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», Детство-пресс, С-Пб, 2003г. 22. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей», «Союз», СПб, 2001г. 23. Парамонова Л.Г. «Упражнения для развития речи», Дельта, С-Пб, 1999г. 24. Петерсон, Л. Г.Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: метод, рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.:Беласс, 1998. 25. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс / авт.-сост. О.А. Романович. –Волгоград: Учитель, 2013 26. Саретдинова Г.Ф., Смирнова М.В. «Планирование и содержание занятий с детьми 56 лет, страдающими недоразвитием речи», С-Пб, 1997г. 27. Селиверстова В.И. «Практикум по детской логопедии», Владос, М., 1997г. 28. Скворцова И.В. «Системы работы по коррекции речи у детей с ЗПР» ЛОИРО, СПб, 2000г. 29. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду», Мозаика-синтез, М., 2007г. 30. Теремкова Н.Э. индивидуальные рабочие альбомы «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», Гном, 2018 31. Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников», Сфера, М. 2008г. 32. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать» (3 индивидуальных рабочихальбома), Гном, 1918 33. Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Коррекционное обучение и воспитание детей сОНР» 34. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», «Просвещение», М., 1981г 35. Янцель О.С. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи», «Гном и Д»,м., 2008 г. Приложение Карта дефектологического обследования детей Фамилия, имя ребенка Дата рождения, возраст Учебный год Исследуемые параметры На начало года Исследование неречевых психических функций: - исследование слухового восприятия (дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек) - исследование зрительного восприятия ( различение цвета, умение соотносить цвета) - исследование восприятия пространственных представлений, нагляднодейственного и нагляднообразного мышления (ориентировка в пространстве; в схеме собственного тела; складывание карточек из частей4 складывание фигур из палочек по образцу; складывание фигур из палочек по памяти) Исследование состояния моторной сферы - Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, На конец года координация движения) - состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости) - состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения активность, мышечный тонус)- состояние - артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению и тд.) Исследование состояния импрессивной речи - пассивный словарь (понимание существительных; умение обобщать; понимание действий; понимание признаков) - понимание различных форм словоизменения (дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов; понимание предложнопадежных конструкций с предлогами; понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных) - Понимание отдельных предложений и связной речи (понимание предложений, понимание текста) Исследование состояния экспрессивной речи - активный словарь (имена существительные; обобщение слов; слова- действия; словапризнаки) - состояние грамматического строя речи (употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление существительных в косвенных падежах; согласование прилагательных с существительными; управление предложнопадежными конструкциями; употребление числительных; образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами; образование названий детенышей животных; образование относительных, притяжательных прилагательных; образование приставочных глаголов и глаголов совершенного вида) - состояние связной речи (пересказ текста из нескольких предложений; составление предложений по заданной теме; составление рассказа по серии картинок) Заключение: План индивидуальной коррекционной работына 20 / 20 учебный год Фамилия, имя ребенка № Основные направления коррекционной п\п работы 1. Уточнение, обогащение словаря по темам: 2. Работа над слоговой структурой слов: 3. Совершенствование грамматического строя речи: 4. Работа над развитием связной речи: Виды занятий Приме чание