ПОУ_Знайка

Структура программы

I.

Основные характеристики программы

1.1 Пояснительная записка
 Направленность
 Актуальность
 Отличительные особенности
 Адресат программы
 Объём и срок освоения
 Форма обучения
Режим занятий, продолжительность занятий
1.2. Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4. Планируемые результаты

II.

Организационно – педагогические условия
2.1Календарный учебный график
2.2Условия реализации программы
2.3Форма подведения итогов
2.4Оценочные материалы
2.5Список литературы

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным
образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса,
выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности
их деятельности.
Данная программа разработана на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ “Об образовании в Российской
Федерации”;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155).
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 N 196 .
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№ 41
-

-

-

-

«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей», далее - СанПиН
2.4.4.3172-14);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы»);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта
2016 года № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ;
Устав МБДОУ

Дополнительная адаптированная образовательная программа (далее Программа)
определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с
ОВЗ (задержкой психического развития) и направлена на коррекцию недостатков в их
развитии, а также профилактику нарушений, имеющих не причинный, а следственный
(вторичный, социальный) характер; формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, обеспечение помощи семьям в обучении детей с
ОВЗ (задержкой психического развития) дошкольного возраста, охране и укреплении их
физического и психического здоровья. Программа направлена оказание помощи ребѐнку с
ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования,
реализуемой в ДОУ
Направленность
Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление
ребѐнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном
учреждении, реализующем Основную общеообразовательную программу дошкольного
образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей
с задержкой психического развития (далее – ЗПР) и направлена на создание условий,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством

индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Актуальность
При воспитании и обучении детей с ЗПР существует ряд проблем, обусловленных
психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности,
недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления,
несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции
поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и
целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность.
Адресат программы
Дополнительная адаптированная программа рассчитана на детей с ЗПР в возрасте от 5-8лет.
Режим и продолжительность занятий
Занятия проводятся два раза в неделю.
Продолжительность занятий - 20 минут.
Форма обучения - индивидуально с каждым ребенком

Отличительные особенности
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы. Планируемые результаты освоения программы конкретизируют
требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, с особенностей развития детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Содержательный раздел представляет общее содержание
Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях.
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей.
Организационный раздел содержит описание материально- технического обеспечения
программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения,
организацию развивающей предметно-пространственной среды.
Новизна программы заключается в следующем:
-подобран комплекс диагностических методик, выявляющих отклонения в умственном
развитии детей (Приложение);
-составлен план индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР 5-8
лет (Приложение);
-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная);
-максимально
возможная
самостоятельная
деятельность
ребенка.

1.2. Цель и задачи реализации адаптированной программы
Цель программы:
Создание условий коррекционно-педагогической работы для всестороннего развития
ребёнка с задержкой психического развития в целях обогащения его социального опыта и
гармоничного включения в коллектив сверстников.
Основные задачи Программы:
- определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с
индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и
степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого - медикопедагогической комиссии);
- учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР при освоении ими
образовательной программы;
осуществлять
индивидуально-ориентированную
и
психолого-педагогическую,
коррекционно-логопедическую помощь детям с ЗПР с учётом особенностей психического и
физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработать и реализовать план индивидуальной работы с ребенком;
- развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного
общения со сверстниками;
-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям)
детей с ЗПР по вопросам обучения детей.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании в Российской Федерации”
Квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии
детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного
образования.
Основной формой работы педагога дополнительного образования с ребенком, имеющим
задержку психического развития, являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2
раза в неделю продолжительностью 20 минут.
Специалист дошкольного учреждения осуществляет информационно-просветительскую
деятельность среди педагогов группы, которую посещает ребенок и родителей, подключая
последних к коррекционно-развивающей деятельности, обучая их педагогическим
технологиям сотрудничества со своим ребенком. Предусматривается подключение родителей
к участию в интегрированных занятиях, присутствие родителей на индивидуальных занятиях с
их ребенком, обязательное консультирование родителей.
Коррекционная работа направлена на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
Коррекционная работа детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих
Программу в группах общеобразовательной направленности, должны учитывать особенности
развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Цель: достижение детьми с ОВЗ дифференцированной, в зависимости от тяжести и сложности
нарушений развития, готовности к усвоению программ специальных образовательных
учреждений.
Задачи:
- создание современной развивающей образовательной среды,
для детей с ОВЗ;
- формирование общей культуры; развитие интеллектуальных и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих

социальную успешность;
- сохранение и укрепление здоровья; коррекцию недостатков психического развития детей.
1.3 Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Диагностическая работа включает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья при освоении основной
образовательной программы;
- проведение комплексной диагностики нарушений в развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка
с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных
возможностей;
- изучение развития познавательной, речевой, эмоционально-волевой
сфер и личностных особенностей детей;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности
освоения образовательных областей).
2. Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного индивидуально-ориентированного сопровождения в условиях
воспитательно-образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с
учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии
с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий,
необходимых для преодоления нарушений в речевом и интеллектуальном развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной и речевой сфер;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной
компетенции.

3. Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников
воспитательно-образовательного процесса;
- консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
4.Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми
образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических
работников;
- различные формы просветительской деятельности (беседы, информационные стенды,
печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья;
1.4.Планируемые
результаты освоения ребенком с ЗПР дополнительной
адаптированной образовательной программы.
При реализации Дополнительной адаптированной образовательной программы идет
ориентир на те же требования к планируемым результатам освоения Программы, что и при работе
с детьми с нормальным психофизическим развитием.
Целевые ориентиры на этапе завершения занятий:
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у
ребенка складываются предпосылки грамотности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
-может контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения иправилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и
сверстниками;
-ребенок
проявляет
любознательность, задает вопросы
взрослым
и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумыватьобъяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать,
экспериментировать.
Целевые ориентиры в части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Образовательные области.
Планируемые результаты (ожидаемые результаты)
1.

Познавательное развитие

(ФЦКМ - формирование целостной картины мира)
-Знает некоторые конкретные знаки (буква, цифра), символы (флаг, герб). Знает
название родного города, достопримечательности, историю появления города, основные
профессии, их содержание. Устанавливает родственные связи, рассказывает о них, называет
домашний адрес.
-Классифицирует разные виды предметов. Определяет в предметах размер, цвет,
форму, материал и т.п. и на их основе описывает предмет. Определяет материалы, из которых
они сделаны, самостоятельно определяет свойства и качества этих материалов (структура
поверхности, твердость - мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость, температура

поверхности). Знает, что любая вещь создана трудом многих людей.
- Анализирует результаты наблюдений и делает выводы о некоторых
закономерностях ивзаимосвязях в природе. Упорядочивает накопленную информацию.
- Устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и
ихиспользованием. Определяет прошлое рукотворных предметов.
- Обследует предмет с помощью системы сенсорных эталонов и персептивных
действий. Знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
- Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей.
Объясняет экологические зависимости; устанавливает связи и взаимодействия человека с
природой.
- Имеет представления о различных природных объектах, растительности леса (луга,
сада, поля) о домашних и диких животных, птицах.
2. ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
- Сравнивает предметы по длине, высоте, размещая их в ряд в порядке возрастания
(убывания) длины, высоты. Узнает и называет геометрические фигуры, их величину: круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник. Выражает словами местонахождение предмета по
отношению к себе, к другим предметам. Называет дни недели, последовательность частей и
суток.
- Владеет навыками счета до 20, отсчитывает по заданной мере, обозначает число цифрой,
называет цифры от 1 до 20. Знает количественный состав числа из единиц и состав чисел
первого пятка из двух меньших, различает
количественный и порядковый счёт. Соотносит количество предметов с цифрой. Владеет
умением увеличивать и уменьшать число на единицу.
- Составляет и решает задачи на сложение и вычитание, пользуется арифметическими
знаками действий. Измеряет длину предметов с помощью условной мерки. Узнаёт и называет
геометрические фигуры, их величину: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Называет текущий месяц,
последовательность дней недели, времена года (месяцы по временам года).
-Ребенок, в полной мере овладевший элементарными представлениями о признаках
предметов, количестве и числе, выполняет простейшие счетные операции, решает
арифметические задачи, ориентируется во времени и пространстве; овладел средствами
общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Речевое развитие
- Употребляет сложные предложения разных видов: пересказывая, пользуется прямой и
косвенной речью. Составляет по образцу самостоятельные рассказы из опыта, по сюжетной
картинке, по набору картинок; сочиняет концовки к сказкам; последовательно, без
существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Определяет
место звука в слове.
-Подбирает несколько прилагательных к существительному; заменяет слово другим со
сходным значением. Употребляет слова, относящиеся к миру человеческих
взаимоотношений.
- Ребенок участвует в разговоре: задаёт вопросы, отвечает на них, аргументируя ответ;
последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывает о факте событии,
явлении. Доброжелателен как собеседник, говорит спокойно, не повышая голоса. В общении
со сверстниками пользуется стандартизированными формулами словесной вежливости.
- Употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятие
звук, слог, слово, предложение. Различает мягкие и твердые согласные, гласные. Называет в
последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении
слова с заданным звуком, определяет место звука в слове. Правильно согласовывает
числительные
с
существительными,
употребляет
пространственные
предлоги.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание

индивидуального образовательного маршрута в соответствии с
направлениями развития, представленными в двух образовательных областях.
Программа
обеспечивает развитие детей по двум взаимодополняющим
образовательным областям (познавательное, речевое развитие).
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности и т.д.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха и т.д.
2.2. Основные направления коррекционно-педагогической
работы с детьми, имеющими ЗПР
Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на
формирование базовых составляющих психического развития. Трудности построения
коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР,
сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированностью
познавательной деятельности. В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока:
образовательный и коррекционно-развивающий.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление первичных
нарушений, вызванных непосредственно первопричиной возникновения нарушений в
развитии психических процессов, но и на предупреждение вторичных нарушений
развития, которые могут возникнуть. А также на формирование определенного круга
знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в
общеобразовательной школе.
Процесс
коррекционно-развивающего
обучения
строится
с
учетом
психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории
детей.
При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на
основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой
психического развития осуществляется с позиции индивидуально - дифференцированного
подхода. Следовательно, учитываются индивидуальные особенности и образовательные
потребности каждого ребенка.

Работа осуществляется в нескольких направлениях:
- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и
формирующейся личности:
- развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию
ребенка к новым социальным условиям;
- профилактику и устранение встречающихся аффективных,
негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
- создание условий для развития самосознания и самооценки;
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций:
- развитие сферы образов-представлений;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности,
формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-

действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в
том числе, элементарного умозаключающего мышления;
- формирование пространственно-временных представлений;
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного
моделирования в различных видах деятельности;
- развитие творческих способностей;
- развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков.
Развитие речи и коммуникативной деятельности:
- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей,
планирующей);
- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
- развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование
слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков
построения развернутого речевого высказывания;
- формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;
- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными
формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со
взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно - познавательному и
внеситуативно-личностному общению.
Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочнооперационных и регуляционных компонентов):
- целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и
регуляционных компонентов деятельности;
- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
- развитие игровой деятельности;
- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения
программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного
типа;
- формирование основных компонентов готовности к школьному обучению:
физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально волевой), социальной.
2.3 Взаимодействия с семьёй воспитанника
Формы сотрудничества
консультации, родительские

с семьей: информативные (индивидуальные беседы,
собрания, дни открытых дверей, папки-передвижки,

информационные

обучающие

(тестирование).

стенды),

(семинары-практикумы)

исследовательские

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных
потребностей детей с ЗПР и заключений психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК).
Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ предполагает соблюдение
следующих позиций:
1) регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ОВЗ строится специалистом
дошкольной образовательной организации в соответствии с ДАОП, разработанным
индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций ПМПК;
2) создание специальной среды;
При планировании работы по ДАОП необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и
физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;
– создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально
развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических приемов.
– личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и
целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения,
формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий,
оценку результатов действия, осмысление результатов.
В ДАОП определяется оптимальное для ребенка с ЗПР соотношение форм и видов
деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психологопедагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства.
Реализация индивидуальной ДАОП ребенка с ЗПР осуществляется с учетом:
– особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными
представителями) на каждом этапе включения;
– особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками организации;
– вариативности, технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению
в среду нормативно развивающихся сверстников;
– критериев готовности особого ребенка продвижению по этапам инклюзивного процесса;
– организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в
группе пребывания.
Координация реализации ДАОП осуществляется на заседаниях психолого-медикопедагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации с участием
всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие ребенка с ЗПР в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослого с ребенком, предполагающее создание
таких ситуаций, в которых ребенку предоставляется возможность выбора деятельности,
средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и
жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах
образовательной деятельности педагог занимает активную позицию, постепенно мотивируя и
включая собственную активность ребенка.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели успешности
ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не
сравнение с достижениями других детей), стимулирование самооценки.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей социальнокоммуникативному, познавательному, речевому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его
индивидуальности.

Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, переход к продуктивной
деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом
функционировании ранее освоенного умения, навыка.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР. Это
условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у детей могут
быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.
Важным условием является составление индивидуального образовательного плана работы с
ребенком, который даёт представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах
трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы ДО;
раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности,
осуществляемые субъектами сопровождения.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных
областей может реализовываться в различных видах деятельности: игровой (включая игры с
правилами и др.), коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего
мира и экспериментирование с ними), восприятии художественной литературы и фольклора.
Подбор игрушек и оборудования для организации данных видов деятельности в дошкольном
возрасте представлен в соответствии с требованиями.
Для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня
активности и интересов, реализации задач ДАОП соблюдены следующие требования.
1) Для содержательного насыщения среды: средства обучения (в том числе технические и
информационные), материалы (в том числе расходные), игровое, которое позволяют
обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
категорий детей.
2) РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) обеспечивается функция доступности воспитанников к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
4) все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования, таким как санитарно эпидемиологические правила и
нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования
компьютером.

Предметно-игровая среда строится на определенных принципах:
Принцип активности, самостоятельности, творчества. Обеспечивается созданием
развивающей среды, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов
ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.
Принцип стабильности-динамичности. Реализуется при таком разделении общего
игрового пространства, когда выделяется территория, с одной стороны, с постоянными
габаритами и элементами оборудования и, с другой стороны, с мобильными
(трансформирующимися) элементами и переменными габаритами.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Реализуется в возрастном плане
расширением спектра функциональных помещений и их дифференциаций. В детском саду
существуют специальные функциональные помещения (физкультурный и музыкальный
залы, специально отведенное место для детского экспериментирования, лего-кабинет и др.)
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребенка. Обеспечивается увеличением непрогнозируемости событий,
наполняющих среду, для чего осуществляется оптимальный отбор стимулов по количеству и
качеству. Стимулы должны способствовать знакомству детей со средствами и способами
познания, развитию их интеллекта, расширению экологических представлений,
представлений об окружающем, знакомству с языком движений, графики и т. д.
Принцип занимательности. Облегчает вовлечение ребенка в целенаправленную
деятельность, формирует желание выполнять предъявленные требования, а так же
стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны. Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к
работе за счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя
познавательную сферу дошкольника.
Для реализации ДАОП имеется отдельный кабинет для занятий с учителем-дефектологом.
Оборудование кабинета осуществлено на основе паспорта кабинета специалиста.

Примерное содержание РППС (перечень оборудования) составлено с учетом
образовательных областей и их содержания.
Коррекция и развитие психомоторных функций у детей
-упражнения для развития мелкой моторики;
-игры на развитие локомоторных функций;
-комплексы самомассажа;
-дыхательные упражнения;
Сортировщики различных видов, настольные разных конфигураций для надевания;
наборы объемных тел повторяющихся форм, цветов и размеров для сравнения; бусы и
цепочки с образцами сборки; шнуровки; развивающе-игровой комплекс «Интошка»,
-кинезиологические упражнения; с прорезями и подвижными элементами; наборы для
навинчивания; набор для подбора по признаку и соединения элементов; разные виды
мозаики; пособия по развитию речи;; ящик для занятий с песком.
Коррекция эмоциональной сферы
-преодоление негативных эмоций;
-игры на регуляцию деятельности дыхательной системы;
-игры и приемы, направленные на формирование адекватных форм поведения;
-игры и упражнения на развитие саморегуляции и самоконтроля
Развитие познавательной деятельности
-игры на развитие концентрации и распределение внимания;
-игры на развитие памяти;
Наборы из основы со стержнями разной длины и элементами одинаковых или разных форм
и цветов; пирамидки с элементами различных форм; доски с вкладышами
- упражнения для развития мышления;
-игры и упражнения для развития исследовательских способностей;
-упражнения для активизации познавательных процессов тактильными элементами;
- наборы рамок- вкладышей одинаковой формы и разных размеров и цветов со шнурками;
- доски с вкладышами и рамки вкладыши по различным тематикам;
- составные картинки, тематические кубики и пазлы;
- наборы кубиков с графическими элементами на гранях и образцами сборки;
- мозаики с цветными элементами различных конфигураций и размеров;
- настольные конструкторы из различных материалов с различными видами крепления
деталей; наборы геометрических фигур плоскостных и объемных;
- наборы демонстрационного и раздаточного счетного материала разного вида;
- пособия для изучения состава числа;
- наборы для сравнения линейных и объемных величин; демонстрационные часы;
- оборудование и инвентарь для исследовательской деятельности с методическим
сопровождением; наборы с зеркалами для изучения симметрии;
- предметные и сюжетные тематические картинки; демонстрационные плакаты по
различным тематикам; игры-головоломки.
Формирование высших психических функций
-игры и упражнения для речевого развития;

-игры на развитие саморегуляции;
-упражнения для формирования Бусы с элементами разных форм, цветов и размеров с
образцами сборки; набор составных картинок с различными признаками для сборки; наборы
кубиков с графическими
элементами на гранях и образцами сборки; домино картиночное, логическое, тактильное;
межполушарного взаимодействия;
- игры на развитие зрительно-пространственной координации;
-упражнения на развитие концентрации внимания, двигательного контроля и элиминацию
импульсивности и агрессивности;
-повышение уровня работоспособности нервной системы лото; игра на изучение чувств;
тренажеры для письма; аудио- и видеоматериалы; материалы Монтессори; логические игры
с прозрачными карточками и возможностью самопроверки; логические пазлы; наборы карт с
заданиями различной сложности на определение «одинакового», «лишнего» и
«недостающего»; планшет с передвижными фишками и тематическими наборами рабочих
карточек с возможностью самопроверки;
- Компьютерно-техническое оснащение используется для различных целей:
-для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов,
литературных, музыкальных произведений и др.;
-для включения специально подготовленных презентаций в образовательный процесс;
- для проигрывания компьютерных обучающих и развивающих игр.

3.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» / Л.
Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, К. А.
Логиновой.—СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
2. Нищева Н. В. Проект примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей
работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.
3. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.:
Просвещение, 2008.
4. В. В. Колесникова, Т. М. Неретина и др. Система работы со старшими дошкольниками ЗПР.
Программно-методическое пособие.

Список литературы
1.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой
структуры слов у детей», Детство-пресс, С-Пб, 2001г.
2.
Бойкова С.В. «Занятия с логопедом по развитию речи детей», КАРО, С-Пб, 2007г
3.
Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А., «Логопедические игры и задания»,
КАРО, С- Пб, 2002г.
4.
Галасина Л.Я., Ивановская О.Г. «Звуки на все руки», Детство-пресс, С-Пб, 2008г.
5.
Гаркуши Ю.Ф. «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях
для детей с нарушениями речи», РОН, М., 2000г.
6.
Герасимова А. «Популярная логопедия», АЙРИС ПРЕСС, М.2007г.
7.
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» ,
АЙРИС ПРЕСС, М.2007г.
8.
С.Д. Забрамная «От диагностики к развитию», Новая школа, М. 1998г.
9.

Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. «Звуки на все руки», Детство-пресс, С-Пб, 2008г.

10.

Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика дошкольников», КАРО, С-Пб, 2002г.

11.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и
развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»,
М., 2008г.
12.
Кузнецова Е.В. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи», Сфера, М. 2008г.
13.

Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. «Воспитание речи у детей с моторной алалией»

«Просвещение», М., 1977г
14.
Лалаева Р.И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у
младшихшкольников», Союз, 2003г.
15.
Лалаева Р.И. «Методика психолингвистического исследования нарушений речи»,
Наука- Питер, 2005г.
16.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя
удошкольников с ОНР», «Союз», С-Пб, 2001г.
17.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников»
«Союз», С-Пб, 2001г.

18.

Лопухина И.С. «Логопедия», Аквариум, М., 1995г.

19.
Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и
нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М. : Профи, 1993.
20.

Медведева И.В., Моторина Т.Г. «Логоигры», КАРО, С-Пб, 2003г.

21.
Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей
с ОНР», Детство-пресс, С-Пб, 2003г.
22.
Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей», «Союз», СПб, 2001г.
23.

Парамонова Л.Г. «Упражнения для развития речи», Дельта, С-Пб, 1999г.

24.

Петерсон, Л. Г.Игралочка. Практический курс математики для

дошкольников: метод, рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.:Беласс, 1998.
25.
Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с
родителями, планирование, мастер-класс / авт.-сост. О.А. Романович. –Волгоград: Учитель,
2013
26.
Саретдинова Г.Ф., Смирнова М.В. «Планирование и содержание занятий с детьми 56 лет, страдающими недоразвитием речи», С-Пб, 1997г.
27.
Селиверстова В.И. «Практикум по детской логопедии», Владос, М., 1997г.
28.
Скворцова И.В. «Системы работы по коррекции речи у детей с ЗПР» ЛОИРО, СПб, 2000г.
29.
Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду», Мозаика-синтез, М., 2007г.
30.
Теремкова Н.Э. индивидуальные рабочие альбомы «Логопедические домашние
задания для детей 5-7 лет с ОНР», Гном, 2018
31.
Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников», Сфера, М. 2008г.
32.
Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать» (3 индивидуальных
рабочихальбома), Гном, 1918
33.
Б.Филичева, Г.В.Чиркина
«Коррекционное обучение и воспитание детей сОНР»
34.
Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», «Просвещение», М.,
1981г
35.
Янцель О.С. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи», «Гном и
Д»,м., 2008 г.

Приложение
Карта дефектологического обследования детей
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения, возраст
Учебный год
Исследуемые параметры

На начало года

Исследование неречевых психических функций:
- исследование слухового
восприятия (дифференциация
контрастного звучания
нескольких игрушек)
- исследование зрительного
восприятия
( различение цвета, умение
соотносить цвета)
- исследование восприятия
пространственных
представлений, нагляднодейственного и нагляднообразного мышления
(ориентировка в
пространстве; в схеме
собственного тела;
складывание карточек из
частей4 складывание фигур из
палочек по образцу;
складывание фигур из палочек
по памяти)

Исследование состояния моторной сферы
- Состояние общей моторики
(объем выполнения движений,
темп, активность,

На конец года

координация движения)
- состояние ручной моторики
(объем движений, темп,
способность к переключению,
наличие леворукости)
- состояние мимической
мускулатуры (наличие или
отсутствие движений,
точность выполнения
активность, мышечный
тонус)- состояние

- артикуляционной моторики
(наличие или отсутствие
движений, тонус, объем,
способность к переключению и
тд.)

Исследование состояния импрессивной речи
- пассивный словарь
(понимание существительных;
умение обобщать; понимание
действий; понимание
признаков)

- понимание различных форм
словоизменения
(дифференциация
единственного и
множественного числа
существительных, глаголов;
понимание предложнопадежных конструкций с
предлогами; понимание
уменьшительно-ласкательных
суффиксов существительных)

- Понимание отдельных

предложений и связной речи
(понимание предложений,
понимание текста)
Исследование состояния экспрессивной речи
- активный словарь (имена
существительные; обобщение
слов; слова- действия; словапризнаки)
- состояние грамматического
строя речи (употребление имен
существительных в
именительном падеже
единственного и
множественного числа;
употребление
существительных в косвенных
падежах; согласование
прилагательных с
существительными;
управление предложнопадежными конструкциями;
употребление числительных;
образование существительных
с уменьшительноласкательными суффиксами;
образование названий
детенышей животных;
образование относительных,
притяжательных
прилагательных; образование
приставочных глаголов и
глаголов совершенного вида)

- состояние связной речи
(пересказ текста из
нескольких предложений;

составление предложений по
заданной теме; составление
рассказа по серии картинок)

Заключение:

План индивидуальной коррекционной работына 20
/ 20
учебный год
Фамилия, имя ребенка
№

Основные направления коррекционной

п\п

работы

1.

Уточнение, обогащение словаря по темам:

2.

Работа над слоговой структурой слов:

3.

Совершенствование грамматического строя
речи:

4.

Работа над развитием связной речи:

Виды занятий

Приме чание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».