Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное
учреждение – детский сад комбинированного вида №55
«Логоритмика»
(дополнительная общеобразовательная программа, для
детей 3-7 лет
Составитель: педагоги дополнительного образования
Веретнова А.С.
Ерофеева И.О.
Срок реализации: 3 года
г. Екатеринбург
Содержание
I.
1
1.1
1.2
1.3
1.4
II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Принцы и подходы в работе
Условия реализации программы
Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел
Перспективное планирование логоритмических занятий для
детей 3-4 лет
Перспективное планирование логоритмических занятий для
детей 4-5 лет
Перспективное планирование логоритмических занятий для
детей 5-7 лет
Содержание занятий по логоритмике
Список используемой литературы
I. Целевой раздел.
1.Пояснительная записка
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у
ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5
годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей
этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении
речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга,
несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты
звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики
доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность
движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности
речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в
сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательнообразовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие
сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности
представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной,
словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).
Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное
учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в
осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним
из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения
сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной
терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и
коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация
человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой
материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка
не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием
регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка
сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других
систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования
«Логоритмика», которая составлена на основе учебно-методического пособия
Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду», «Конспекты
логоритмических занятий с детьми 4-5 лет», «Конспекты логоритмических занятий с
детьми 5-6 лет», Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», Кузнецова Н.Г.
«Логоритмика».
Направленность программы: данная программа направлена на активизацию речевого
развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня
слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие
артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния
игрового персонажа и т.д.
Новизна и актуальность:логоритмические занятия программы включают в себя
здоровье сберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь
организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня
звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей.
Данная программа составлена с учѐтом возрастныхи психологических особенностей
детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Направления работы:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические
игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и
фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование,
развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на
развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на
развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым
сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и
коррекцию мелкой пальцевой моторики.
- развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема
внимания, его переключаемости.
- развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию
творческих способностей детей.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Логоритмика»разработана в соответствии с основополагающими документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 2Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандартдошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
3.
«Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 N
196 .
4.
Концепция развития дополнительного образования детей(утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №
1726р).
5.
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6.
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.364820-20"Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей», далее - СанПиН
2.4.4.3172-14).
7.
Приказ от 26.06.2019г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Свердловской области».
8.
Приказ №20/ОД/АХ от 10.01.2023«О создании рабочей группы по внедрению
ФОП ДО и ФАОП ДО МБДОУ-детского сада комбинированного вида №55.
9.
Устав МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 55.
10.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы»).
11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта
2016 года № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ.
1.1. Цель и задачи программы
Цель программы:профилактика и коррекция речевых нарушений, имеющихся у ребенка,
стимулирование познавательных процессов посредством объединения музыки, движений
и слова.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
-укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие дыхания (диафрагмально-рѐберного);
- воспитание правильной осанки, походки;
-укрепление сердечно-сосудистой системы, эндокринной и т. д.
В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений,
формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и
способности свободно передвигаться в пространстве относительно других детей и
предметов; Воспитание таких параметров моторики как объѐм движений, точность,
переключаемость, длительность удерживания движений; координация движений;
Знакомство с некоторыми музыкальными терминами при формировании чувства ритма
(музыкальный метр, размер, темп, регистр). Развитие словестно-логического
мышления. Образовательные задачи решаются с учетом ведущей деятельности ребенка
и программы воспитания и обучения детей в детском саду или ином специальном
речевом учреждении. Богатый материал для решения этих задач содержится в разделах
программы по развитию речи, ознакомлению с окружающей природой, игровой
деятельности
Воспитательные задачи:
- воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного
ритма движений;
- воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к
своим движениям и к речи.
Коррекционные задачи:
- преодоление основного речевого нарушения;
- развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и
динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса,
двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы
(общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с детьми решаются в тесной связи
с коррекцией поведения и личности ребенка с речевой патологией. Коррекционные
логоритмические упражнения должны, с одной стороны, исправлять нарушенные
функции, а с другой — развивать функциональные системы ребенка (дыхание,
голосовую функцию, артикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание,
слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы
запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала и т.д.), т.е.
развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы.
1.2. Принципы и подходы в работе
Принципы построения программы:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных
мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип
системности. Логоритмическая
работа
должна
способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых
единиц.
3. Принцип
последовательности. Каждое
из
коррекционных
направлений
логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
4. Принцип учета уровня развития ребѐнка. Л. С. Выготский предложил выделять в
развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития
(самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития
(способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога),
таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи
педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть
заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений
вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный
лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий
коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко
встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель
образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его
индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные
формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания,
импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и
коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов,
разработанных Г. А. Волковой.
- Принцип систематичности будет заключаться в непрерывности, регулярности,
планомерности коррекционного процесса.
- Принцип сознательности и активности заключается в сознательном и активном
отношении ребенка к своей деятельности.
- Принцип наглядности должен реализовываться как путем непосредственного показа
педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картины, игрушки,
пиктограммы), образного слова педагога.
- Принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает учет возрастных
особенностей и возможностей детей.
- Этиопатогенетический принцип требует дифференцированного построения занятий в
зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства, поэтому занятия сроятся
по-разному. Например, при заикании логоримические занятия направлены на
коррекцию моторных нарушений, воспитание внимания, тормозных установок,
произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой и т. д. с
соответствующими специфическими средствами воздействия на речь заикающегося, а
при ринолалии особое внимание уделяется воспитанию слухового внимания,
дифференциации ротового и носового дыхания, снятию назализации и т. д.
- Принцип учета симптоматики позволяет соотнести физические возможности детей с
речевой патологией, наличием парезов при дизартрии. Учитывая возможности детей,
дозируется соответствующая нагрузка.
- Принцип этапности, определяет логическую последовательность приобретения,
закрепления и совершенствования всего комплекса знаний, умений и навыков. В его
основу положен принцип от простого к сложному.
Программа имеет ряд особенностей:
Постоянная смена упражнений и переключения внимания во время занятий
снижает утомляемость, повышает работоспособность детей.
Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Программа может быть использована на занятиях с детьми разного уровня
сформированности двигательных навыков.
1.3. Условия реализациипрограммы
Требования к проведению логоритмических занятий.
Занятия проводятся фронтально в игровой форме 1 раз в неделю (после дневного сна)
протяженностью 15-20 минут для детей 3-5 лет и 25-30 минут для детей 5-6 лет.
Наполняемость в группе до 12 человек. Целевая группа – дети дошкольного возраста (3 6 лет). Программа рассчитана на 32 занятия. Срок освоения программы – 1 год.
Количество часов, на которые рассчитана программа составляет 8-16 часов в год.
Их содержание и протяженность определяются задачами обучения, индивидуальными
особенностями детей.
Форма одежды должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка,
спортивные шорты, чешки. Каждое занятие должно составлять тематическую и игровую
целостность.
Тема и цели должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической
работы. По одной теме проводятся 2-3 занятия. На занятиях используются схемы,
графики,
рисунки,
презентации,
то
есть
зрительные
опоры,
способствующиеформированию
и
развитию
слухо-зрительно-двигательной
координации. Формирование в ходе занятий целостного представления об образе звука и
соответствующей букве.
От детей требуется точное выполнение движений. Все указания даются чѐтко, спокойно.
Педагог следит за правильностью выполнения упражнений.
Требования к среде:
- Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
- Обязательно наличие зеркала, музыкального центра, набора аудиозаписей для
прослушивания ритмических упражнений.
- Наглядность: детские игрушки; таблицы со схемами и текстами коротких песен,
иллюстрации к детским песенкам.
- Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки,
деревянные ложки.
- Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
- Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны,
колокольчики.
- Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, платочки, флажки,
многогранные палочки.
1.4.Планируемые результаты освоения программы
Формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами,
выразительно передавая заданный характер, образ.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков.
- Формирование правильного речевого и физиологического дыхания.
- Способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения
осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела,
этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
- Улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти.
- Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и
кистей, быстро реагировать на смену движений.
- Улучшениепоказателей развития речи.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за
сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
II Содержательный раздел
2.1. Перспективное планирование логоритмических занятий для детей
3-4 лет
Задачи:
1. Активизировать и обогащать словарный запас, развивать фонематическое восприятие
и фонематические представления детей.
2. Развивать мелкую и общую моторику; способность произвольно передвигаться в
пространстве, развивать переключаемость и координацию движений во взаимосвязи с
речью.Развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемость артикуляционных
движений.Продолжать развивать дыхание, голос, улучшать дикцию, координировать
слух и голос.
3. Развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное) -способность переходить от
одного действия к другому; восприятие (зрительное, слуховое) и память (двигательную,
зрительную, слуховую).
4. Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи
ритмическую выразительность.
5.Развивать творческие способности детей, воспитывать нравственно-эстетические и
этические чувства.
Месяц
№ занятия
Название занятия
Сентябрь
1
Дудочка
2
Про то, как рыжий кот у бабушки живет
3
Кот и пес
4
Чудесное яблоко
Октябрь
5
Яблонька
6
Как растили капусту
7
Заяц в огороде
8
День рождения зайчика
Ноябрь
9
Домик для воробья
10
Домок-теремок
11
Приближается зима
12
Зимовье зверей
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Мельник и медведь
Медвежонок Мишутка
Серебряный ключик
Новогодняя елка
Снеговик
Новогодняя елка в лесу
Помогите птицам
Кукла Аня
Новоселье у куклы
Поезд игрушек
Парад игрушек
Иван Иваны Самоварыч
У меня полно хлопот
Как Козлик маму искал
Паровозик из Ромашково
Зайкина шубка
Храбрый цыпленок
Мамы и малыши
Как петушок утро проспал
Прогулка в весеннем лесу
Дела много у зверей
Чей это домик?
Пароходик
Дуся ехала на дачу
Содержание программы для детей 3-4 лет
№ п/п
1
Тема
занятия
Дудочка
Содержание
2
Про то, как
рыжий кот у
бабушки
живет
3
Кот и пес
4
Чудесное
яблоко
5
Яблонька
6
Как растили
капусту
7
Заяц
огороде
в
Артикуляционная гимнастика «Дудочка»
Танец «Весело идем»
Песня с движениями «Ку-ку!»/ «Ай ты, дудочка-дуда»/
«Ладушки»
Стихотворение с движениями «Ветер»
Пальчиковая игра «Лапушки-ладушки»
Упражнение на звукоподражание «Дудочка»
Танец «Весело идем»
Стихотворение
с
движениями
и
элементами
артикуляционной гимнастики «Про кота»/ «Ветер»
Пальчиковая игра «Лапушки-ладушки»
Песня с движениями «Ладушки»/ «Ай ты, дудочка-дуда»
Речевая игра «Кто как поет»/ игра «Кот и мыши»
Пальчиковая игра «Царапки»
Песня «Кошка»
Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молоко»/а.г
Пальчиковая игра «Лапушки-ладушки»/ «Царапки»
Песня с движениями «Ладушки»/ «Жучка»/ «Ай ты,
дудочка-дуда»
Речевая игра «Кто как поет»/ Игра «Кот и мыши»
Танец «Весело идем»
Стихотворение с движениями «Ветер»/ «Гриб»
Стихотворение с движениями «Ножки»/ «Гриб»/ «Ветер»
«Дедушка Егор»
Песня с движениями «Ай ты, дудочка-дуда»/ «Жучка»/
«Ладушки»
Пальчиковая игра «Царапки»/ «Лапушки-ладушки»
Артикуляционная гимнастика «Лошадка»
Речевая игра «Кто как поет»/ Игра «Кот и мыши»
Стихотворение с движениями «Дедушка Егор»/ «Яблоки»/
«Гриб»/ «Ножки»/ «Филин»
Танец с осенними листьями
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра «Лапушки-ладушки» Пальчиковая игра
«Зайчик»/ игра «Яблочко»
Песня о дожде (по выбору)
Стихотворение с движениями «Ножки»/ «Шла собака»/ и
элементами арт гимнастики «На грядке»/ с массажем
«Дождик»/ «Филин»/ «Дедушка Егор»
Французский народный хоровод «Вы умеете сажать
капусту?»
Песня «Жучка»/ песня о дожде (по выбору)/ «В огороде
заинька»
Игра «Яблочко»/ пальчиковая игра «Зайчик»
Танец с листьями (по выбору)
Французский народный хоровод «Вы умеете сажать
капусту?»
Песня о дожде (по выбору)/ «Жучка»
Стихотворение с движениями «Овощи»/ «Гриб»/
«Филин»/ «Шла собака»/ с массажем «Дождик»
Игра «Яблочко»/ Пальчиковая игра/ «Осенние листья» /
«Зайчик»
Танец с листьями
8
День
рождения
зайчика
9
Домик для
воробья
10
Домоктеремок
11
Приближает
ся зима
12
Зимовье
зверей
13
Мельник
медведь
14
Медвежонок
Мишутка
15
Серебряный
ключик
и
Артикуляционная гимнастика «Зайчик»
Стихотворение с движениями «Ножки»/ «Дождик»/
«Зайка»/ «Гриб»/ «Филин»/ «Дедушка Егор»
Песня об осени (по выбору)/ Песня «В огороде Заинька»
Пальчиковая игра «Зайчик»/ «Осенние листья»
Танец с листьями (по выбору)/ «Веселая пляска»
Игра «Яблочко»
Артикуляционная гимнастика
Стихотворение с движениями «Шла собака»/ «Дом»/
«Воробей» / «Гуси»/ с массажем «Дождик»
Пальчиковая игра «Царапки»/ «Осенние листья»/ Игра
«Яблочко»
Танец «Веселая пляска»/ Танец с листьями (по выбору)
Артикуляционная гимнастика «Птенчик»
Песня об осени (по выбору)
Стихотворение с движениями «Дубок»/ «Дом»/ «Гуси»/
«Воробей»/ «Зайка»/ с массажем «Дождик»
Песня об осени (на выбор)/ «В огороде заинька»
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра «Ватрушки»/ «Осенние листья»
Танец с листьями (по выбору)/ «Веселая пляска»
Стихотворение с движениями «Валенки»/ «Дом»/
«Воробей»/ «Дубок»/ «Помощник»
Артикуляционная гимнастика «Погреем руки»
Песня об осени (по выбору)/ «Жучка»
Танец «Веселая пляска»
Речевая игра «Кто как кричит»/Пальчиковая игра
«Ватрушки»/ Игра «Колокольчик»
Стихотворение с движениями «Дубок»/ «Стройка»/
«Дом»/ «Помощник»
Танец «Веселая пляска»
Песня о зиме (по выбору)
Пальчиковая игра «Ватрушки»/ игра «Колокольчик»/
Речевая игра «Кто как кричит»
Артикуляционная гимнастика
Стихотворение с движениями «Дубок»/ «Снежинки»/
«Воробей»/ «Дом»/ «Дуйте, ветры»/ «Валенки»/ «Едем на
лошадке»/ с массажем пальцев «Шел медведь»
Песня о зиме (по выбору)
Пальчиковая игра «Ватрушки»
Артикуляционная гимнастика «Лошадка и кучер»
Стихотворение с движениями «Валенки»/ «Снежинки»/
«Елка»/ с массажем пальцев «Шел медведь»
Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц
языка
Песня о зиме (по выбору)
Игра «Снежинки»/ «Колокольчик»
Песня с движениями «Зимние забавы»
Ритмическая игра «Снегирь»
Песня с движениями «Зимние забавы»/ о зиме (по выбору)/
«Жучка»
Стихотворение с движениями «Снежинки»/ «Елка»/
«Едем на лошадке»
Ритмическая
игра
«Снегирь»/
Пальчиковая
игра
«Ватрушки»/ игра «Снежки»
Артикуляционная гимнастика
Песня о Деде Морозе (по выбору)/Новогодний хоровод (по
16
Новогодняя
елка
17
Снеговик
18
Новогодняя
елка в лесу
19
Помогите
птицам
20
Кукла Аня
21
Новоселье у
куклы
22
Поезд
игрушек
23
Парад
игрушек
24
Иван Иваны
Самоварыч
выбору)
Новогодний хоровод (по выбору)/ Песня о Деде Морозе
(по выбору)/ Песня с движениями «Лиса по лесу ходила»/
«Зимние забавы»
Стихотворение с движениями «Снежинки»/ «Елка»
Артикуляционная гимнастика
Ритмическая игра «Снегирь»/ игра «Снежки»/пальчиковая
игра «Наряжаем елку»
Новогодний хоровод (по выбору)/ Песня о Деде морозе
(по выбору)/ с движениями «Лиса по лесу ходила»
Стихотворение с движениями «Снежинки»/ «Снеговик»/
«Елка»
Пальчиковая игра «Наряжаем елку»/ Игра «Снежки»
Артикуляционная гимнастика
Песня с движениями «Зимние забавы»/ «Лиса по лесу
ходила»/ «Снеговик»/ Песня о Деде морозе (по выбору)/
Новогодний хоровод (по выбору)
Стихотворение с движениями «Елка»/ «Лесные гости»/
«Снеговик»
Ритмическая игра «Снегирь»/ пальчиковая игра
«Наряжаем елку»/ игра «Снежки»
Артикуляционная гимнастика
Песня о зиме (по выбору)/ песня с движениями «Лиса по
лесу ходила»
Стихотворение с движениями «Снежинки»/ «Снеговик»/
«Птички»/ с массажем пальцев «Шел медведь»
Артикуляционная гимнастика
Игра «Снежки»
Стихотворение с движениями «Раз-два»/ «Птички»/
«Снеговик»/
Упражнение на произношение звука «с» «Водичка»
Песня «Зима»/ песня с движениями «Зимние забавы»
Артикуляционная гимнастика
Игра «Прятки с платком»
Стихотворение с движениями «Раз-два»/ «Дом»/
«Самолет»/ «Игрушки»/ «Танцуй, моя кукла»
Песня с движениями «Бобик»/ Французский танец
«Куклы»
Пальчиковая игра «Хлебушек»/ Игра «Прятки с платком»
Артикуляционная гимнастика
Стихотворение с движениями «Танцуй, моя кукла»/ «Атыбаты»/ «Самолет»/
Французский танец «Куклы»
Песня с движениями «Бобик»/ «Барабан»/ «Паровоз»
Пальчиковая игра «Хлебушек»/ Игра «Прятки с платком»
Стихотворение с движениями «Танцуй, моя кукла»/
«Конь»/ «Самолет»/ «Раз-два»/ «Аты-баты»
Французский танец «Куклы»
Песня с движениями «Барабан»/ «Молодой солдат»/
«Самолет»/ «На парад идем»
Пальчиковая игра «Хлебушек»
Танец с флажками
Танец с флажками/ Французский танец «Куклы»
Пальчиковая игра «Семья»/ «Хлебушек»/ «Помощники»
25
У
меня
полно
хлопот
26
Как Козлик
маму искал
27
Паровозик
из
Ромашково
28
Зайкина
шубка
29
Храбрый
цыпленок
30
Мамы
малыши
31
Как петушок
утро
проспал
32
Прогулка в
и
Стихотворение с движениями «Аты-баты»/ «Конь»/
«Танцуй, моя кукла»/ «Самовар»
Песня с движениями «Барабан»/ «о бабушке»
Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молоко»
Игра «Прятки с платком»
Пальчиковая игра «Семья»/ «Хозяйка»/ «Помощники»
Стихотворение с движениями «Танцуй, моя кукла»/
«Аты-баты»/ «Конь»
Французский танец «Куклы»
Песня с движениями «Буль-буль»/ «Барабан»/ «о маме»
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра «Семья» «Хозяйка»/ «Помощники»
Стихотворение с движениями «Козлята»/ «Барашеньки»/
«Козленок»
Песня с массажем «Из раскрытого окошка»
Артикуляционная гимнастика
Песня с движениями «Бобик»/ «о маме»
Пальчиковая игра «Семья»/ «Подснежник»
Песня о маме (по выбору)/ с массажем «Из открытого
окошка»/ «о весне»/ «Весенний хоровод» (по выбору)
Стихотворение с движениями «Козленок»
Речевая игра «Пение птиц»
Песня с движениями «Поезд»
Артикуляционная гимнастика «Ветерок»
Фонопедическое упражнение «Весенняя песенка»
Песня о весне (по выбору)/ с движениями «Поезд»/
«Весенний хоровод» (по выбору)
Артикуляционная гимнастика
Речевая игра «Пение птиц»/ Пальчиковая игра
«Подснежник»/ игра «Жуки»
Упражнение
на
развитие
слухового
внимания
«Перепрыгни через лужи»
Речевая игра «Пение птиц»/ «Кто как кричит»
Песня о весне (по выбору)/ «Петушок»/ с движениями
«Белые гуси»/ с движениями «Курица»/ с движениями
«Цыплята»
Пальчиковая игра «Подснежник»/ «Хрюшка»/ игра
«Жуки»
Артикуляционная гимнастика «Индюк»
Стихотворение под музыку «Курочка»
Речевая игра «Пение птиц»/ пальчиковая игра «Хрюшка»/
игра «Жуки»
Фонопедическое упражнение «Весенняя песенка»
«Весенний хоровод» (по выбору)/ песня «Петушок»/ с
движениями «Белые гуси»/ «Цыплята»
Стихотворение с движениями «Козленок»/ «Конь»/ под
музыку «Курочка»
Артикуляционная гимнастика
Фонопедическое упражнение «Весенняя песенка»
Песня о весне (по выбору)/ «Петушок»/ «Весенний
хоровод»
Стихотворение с движениями «Козленок»/ «Барашенька»/
«Конь»/ «Курочка»
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра «Хрюшка»/ игра «Жуки»
Песня с массажем «Из открытого окошка»/с движениями
весеннем
лесу
33
34
35
36
«Поезд»/ «о весне» (по выбору)/ с движениями
«Солнышко»
Стихотворение с движениями «Солнышко»
Речевая игра «Кто как кричит»/ пальчиковая игра
«Маленький зайчишка»/ игра «Мишка, попляши»
Артикуляционная гимнастика
Дела много Стихотворение с движениями «Солнышко»/ с массажем
у зверей
«Из открытого окошка»
Песня с движениями «Солнышко»/ «Кастрюля-хитрюля»/
«Веселый танец»
Артикуляционная гимнастика
Речевая игра «Кто как кричит»/ пальчиковая игра
«Маленький зайчишка»/ игра «Мишка, попляши»
Чей
это Песня о весне (по выбору)/ песня с движениями «Веселый
домик?
танец» «Солнышко»/ «Синичка»
Пальчиковая игра «Маленький зайчишка»
Артикуляционная гимнастика «Хобот»
Стихотворение с движениями «Солнышко»/ «Улитка»
Речевая игра «Кто как кричит»/ игра «Мишка, попляши»
Пароходик
Песня с движениями «Солнышко»/ «о пароходике» (по
выбору)/ «Синичка»/ «Веселый танец»/французская
народная песня «Идем гуськом»
Пальчиковая игра «Маленький зайчишка»/ Речевая игра
«Кто как кричит»/ игра «Мишка, попляши»
Стихотворение с движениями «Улитка»/ «Солнышко»
Артикуляционная гимнастика
Дуся ехала
Стихотворение с движениями «Солнышко»/ «Улитка»
на дачу
Песня с движениями «Солнышко»/ «Синичка»/ «Веселый
танец»
Артикуляционная гимнастика
Игра «Мишка, попляши»
Пальчиковая игра «Семья»/ «Маленький зайчишка»
Речевая игра «Кто как кричит»
2.2. Перспективное планирование логоритмических занятий для детей 4-5
лет
Задачи:
1.Продолжать активизировать и обогащать словарный запас, развивать фонематическое
восприятие и фонематические представления детей.
2.Продолжать активизировать и обогащать словарный запас, развивать фонематическое
восприятие и фонематические представления детей.
3.Продолжать развивать мелкую и общую моторику; способность произвольно
передвигаться в пространстве, переключаемость и координацию движений во взаимосвязи с
речью.Продолжать развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемость
артикуляционных движений.Продолжать развивать дыхание, голос, улучшать дикцию,
координировать слух и голос.
4. Продолжать развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное)-способность
переходить от одного действия к другому; восприятие (зрительное, слуховое) и память
(двигательную, зрительную, слуховую).
5. Продолжать развивать чувство ритма, темп речи способность ощущать в музыке,
движениях и речи ритмическую выразительность.
6.Продолжать развивать творческие способности детей, воспитывать нравственноэстетические и этические чувства.
Месяц
№ занятия
Название занятия
Сентябрь
1
Цыпленок и его семья
2
История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
№ п/п
1
2
3
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Белая козочка
У Кошки день рождения
Лесные звезды
Зайка-огородник
Любимое кушание
Дорога на мельницу
Верные друзья
Сказка про зайцев
Круглый год
Времена года
Про Мурочку-Мурысоньку
Мурка в город собирается
Как Мурочка Дед Мороза будила
Дед Мороз
Снегурочка на новогодней елке в лесу
Волчья песня
Петушок
Лисичка со скалочкой
Петух да собака
Бременские музыканты
Возьми меня с собой
А что у вас?
Вот так мастера!
Как стать большим
Даша и Маша
Горшочек каши
Как мышонок стал трудолюбивым
Сказка про бурого мишку и мышку-вертушку
Чьи это ушки?
История о том, как мышата помогли зайчонку найти
дом
Красный фонарик
Колесо
Бычок-смоляной бочок
Коза-обманица
Содержание программы для детей 4-5 лет
Тема
Содержание
занятия
Цыпленок и Двигательное упражнение «Мчится поезд»
его семья
Чистоговорка
Логопедическая гимнастика
Стихотворение с движениями «Петушок»
Пальчиковая игра «Курица»
П/И «Кошка и цыплята»
История о Двигательное упражнение «Мчится поезд»/ «Мы —
том,
как птички»
Цып и Цыпа Стихотворение с движениями «Петушок»
свой
дом Пальчиковая игра «Улитка»
искали
Русская народная песня «Кукушечка»/ Немецкая
народная песня «Хохлатка»
Логопедическая гимнастика
Чистоговорка
Белая
Логопедическое упражнение «Поезд»
козочка
Двигательные упражнения «Козочка»
Игра на внимание «Бабочка»
4
У
Кошки
день
рождения
5
Лесные
звезды
6
Зайка
–
огородник
7
Любимое
кушанье
8
Дорога
на
мельницу
9
Верные
друзья
10
Сказка
зайцев
11
Круглый год
про
Чистоговорка/игра «Шел Молчан»
Упражнение «Киска»на развитие координации речи и
движения.
Логопедическая гимнастика.
Ритмическая игра «Барашек»
Скороговорка «Щенок»
Игра «Кошка и цыплята»
Немецкая народная песня «Хохлатка»
Фонопедическое упражнение «Осенние листья»
Танец-игра «Эх, зайка!»
Логопедическая гимнастика
Песня об осени
Чистоговорка
Хоровод «Огородная-хороводная»
Двигательные упражнения «Козочка»
Ритмическое упражнение «Барашек»
Песня «Ежик и мыши» с движениями
Логопедическая гимнастика
Фонопедические упражнения
Пальчиковая игра «Сосна»/ игра на внимание «Погоня»
Логопедическая гимнастика
Скороговорка «Три сороки»
Упражнение на увеличение продолжительности выдоха
Песня «Ежик и мыши» с движениями
Чистоговорка «Пчелы»
Танец-игра «Эх, зайка!»
Пальчиковая игра «Листопад»/«Сосна»
Песня об осени/ Песня «Огородная-хороводная»/ «Зайка»
Ритмическая игра «Воробьи и вороны»/ игра на внимание
«На коне-скакуне»/ Французская народная игра
«Ленивый мельник»
Чистоговорка на звук «ш»
Логопедическая гимнастика на развитие подвижности
нижней челюсти
Ритмическая игра «Воробьи и вороны»/ пальчиковая игра
«Листопад»/ польская народная игра «На мельнице»/
французская народная игра «Ленивый мельник»/ игра на
внимание «На коне-скакуне»
Песня «Зайка»/ песня «Ежик и мыши» с движениями/
хоровод «Огородная-хороводная»
Чистоговорка «ц»
Логопедическая гимнастика
Песня «Зайка»
Пальчиковая игра «Листопад»/ ритмическая игра
«Воробьи и вороны»/ польская народная игра «На
мельнице»/ французская народная игра «Ленивый
мельник»/ игра на внимание «На коне-скакуне»
Двигательное упражнение «Зайки»
Массаж рук «Умывалочка»
Логопедическая гимнастика
Чистоговорка «б-бь»
Упражнение на развитие дыхания
Игра на внимание «На коне-скакуне»
Ритмическая игра «Воробьи и вороны»/ польская
12
13
14
15
16
17
народная игра «На мельнице»/ французская народная игра
«Ленивый мельник»/ пальчиковая игра «Листопад»
Английская народная песня «Зарядка»/ песня «Зайка»/
песня о зиме
Логопедическое упражнение «Болтушка»
Массаж рук «Умывалочка»
Двигательное
упражнение
«Зайки»/
упражнение
«Деревья» на расслабление и напряжение мышц
Логопедическая гимнастика
Чистоговорка «б-бь»
Времена
Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление
года
мышц.
Чистоговорка
Песня «Зайка»/ русская народная потешка «КисонькаМурысонька»/ английская народная песня «Зарядка»/
Новогодний хоровод
Фонопедическое упражнение «Весна»
Артикуляционная гимнастика
Ритмическая игра «Воробьи и вороны»/ пальчиковая игра
«Листопад»
Массаж рук «Умывалочка»
Про
Английская народная песня «Зарядка»
МурочкуМассаж рук «Умывалочка»
Мурысоньку Чистоговорка
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление
мышц.
Песня «Зайка»/ русская народная потешка «КисонькаМурысонька»
Двигательное упражнение «Зайки»
Стихотворение «Мурочка-Снегурочка» с движениями
Мурка
в Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление
город
мышц/ упражнение для рук «Маленькие снежинки»
собирается
Чистоговорка
Артикуляционная гимнастика
Двигательные упражнения «Дорожка»
Пальчиковая игра «Елочка»
Стихотворение «Мурочка-Снегурочка» с движениями
Новогодний хоровод
Как
Русская
народнаяпотешка
«Кисонька-Мурысонька»/
Мурочка
Новогодний хоровод
Дед Мороза Двигательное упражнение «Зайки»
будила
Игра «Догонялки с мишкой»/Пальчиковая игра «Елочка»
Чистоговорка
Стихотворение «Мурочка-Снегурочка» с движениями
Дед Мороз
Упражнение для рук «Маленькие снежинки»
Стихотворение «Как на горке снег» с движениями/
Стихотворение «Мурочка-Снегурочка» с движениями
Игра «Догонялки с Мишкой»/ пальчиковая игра «Елочка»
Логопедическое упражнение «Лошадка»/Фонопедическое
упражнение «Зверюшки»/ двигательное упражнение
«Дорожка»
Чистоговорка
Снегурочка
на
новогодней
елке в лесу
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорка
Двигательное упражнение «Дорожка»/упражнение для
рук «Маленькие снежинки»
18
19
20
21
22
23
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра «Елочка»/игра «Догонялки с Милкой»
Елочный хоровод
Стихотворение «Как на горке снег» с движениями
Волчья
Русская народная скороговорка «Наш Полкан»
песня
Упражнение для рук «Маленькие снежинки»
Пальчиковая игра «Елочка»/игра «Догонялки с Мишкой».
Новогодний хоровод/ русская народная песня «КурочкаРябушечка»
Стихотворение «Как на горке снег» с движениями
Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»
Логопедическая гимнастика.
Петушок
Стихотворение с движениями «Как на горке снег»
Песня «Строим дом»/ Русская народная песня «КурочкаРябушечка»
Упражнение
для
рук
«Маленькие
снежинки»/
Упражнение на координацию речи и движений
«Хозяюшка»
Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»/
«Спасатели»/ Русская народная песня «КурочкаРябушечка»
Логопедическая гимнастика.
Чистоговорки .
Лисичка со Стихотворение с движениями «Как на горке снег».
скалочкой
Песня с движениями «Строим дом»/ русская народная
песня «Курочка-Рябушечка»/ английская детская песняигра «Ку-ка-ре-ку».
Пальчиковая игра «Гусь».
Упражнение на развитие дыхания «Кукареша».
Упражнение на координацию речи и движений
«Хозяюшка»/ двигательное упражнение на развитие
слухового внимания «Побежали».
Логопедическая гимнастика. Чистоговорки
Петух
да Упражнение на координацию речи и движений
собака
«Хозяюшка»/упражнение на координацию речи и
движений «Лиса»/ Упражнениена развитие дыхания
«Кукареша»
Русская
народная
песня
«Курочка-Рябушечка»/
Английская детская песня-игра «Ку-ка-ре-ку»/ Хоровод
«Будем маме помогать»/ Песня «Строим дом»
Пальчиковая игра «Гусь»/ игра «Мышеловка»
Чистоговорка «ж», «ш», «щ»
Логопедическая гимнастика
Бременские Упражнение на координацию речи и движений
музыканты
«Хозяюшка»/ упражнение на развитие дыхания
«Кукареша»/ упражнение на координацию речи и
движений «Лиса»/ упражнение на развитие дыхания
Пальчиковая
игра
«Гусь»/игра
«Мышеловка»
/коммуникативная игра «Оладушки»
Логопедическая гимнастика
Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»/песня
«Строим дом»/хоровод «Будем маме помогать»/ песняигра «Ку-ка-ре-ку»
Возьми меня Упражнение на развитие дыхания «Самолет»
с собой
Песня «Самолет»/ Хоровод «Будем маме помогать»
Фонопедические упражнения «Машина»
Упражнение на развитие внимания «Светофор»
Матросский танец «Яблочко»
24
25
26
27
28
29
30
Логопедическая гимнастика
Игра на развитие внимания «Молодой солдат»
Коммуникативная игра «Оладушки»
А что у вас? Логопедическая гимнастика
Игра
«Мышеловка»/
коммуникативная
игра
«Оладушки»/пальчиковая игра «Иголка»
Матросский танец «Яблочко»
Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар» /
фонопедическое упражнение «Самолет», «Машина»
Вот
так Хоровод «Будем маме помогать»
мастера!
Фонопедические упражнения «Машина»/ Упражнение на
развитие дыхания «Воздушный шар»
Логопедическая гимнастика
Песня «Строим дом», песня-игра «Эй, кузнец Мартынка»
Матросский танец «Яблочко»
Пальчиковая игра «Иголка», коммуникативная игра
«Оладушки», ритмическая игра «Сапожник»
Диалог «Сапожник»
Как
стать Стихотворение с движениями «Тик-так»
большим
Песня «Часы»/хоровод «Будем маме помогать»
Пальчиковая игра
«Иголка»/
Ритмическая игра
«Сапожник»/ песня-игра «Эй, кузнец Мартынка»
Упр. на развитие дыхания «Воздушный шар»
Логопедическая гимнастика
Диалог «Сапожник»
Комплекс ОРУ «Дождик»
Чистоговорка
Даша
и Двигательные упражнения «В лес» / хоровод
Маша
«Цветы»/русская народная закличка «Солнышко»/ песняигра «Эй, кузнец Мартынка»/, песня «Часы»
Пальчиковая
игра
«Иголка»/ритмическая
игра
«Сапожник»
Логопедическая гимнастика/чистоговорка
Диалог «Сапожник»/ упр. на развитие дыхания
«Воздушный шар»/ стихотворение с движениями «Тиктак»
Горшочек
Русская
народная
закличка
«Солнышко»/хоровод
каши
«Цветы»/ песня «Варись, каша!»/песня «Часы»
Пальчиковая
игра
«Иголка»/ритмическая
игра
«Сапожник»
Стихотворение с движениями «Фиалка»/двигательное
упражнение «Сапожок»
Диалог «Сапожник»
Логопедическая гимнастика
Чистоговорки ,Песня-игра «Эй, кузнец Мартынка»
Как
мышонок
стал
трудолюбив
ым
Сказка
Весенний
хоровод/русская
народная
закличка
«Солнышко»/Общая пляска/ Хороводная игра «На лесной
полянке»/ хоровод «Цветы»/словенская народная песня
«Белка пела и плясала/песня «Варись, каша!»
Чистоговорка на шипщяие звуки
Двигательное упражнение «Побежали»/двигательное
упражнение «Сапожок»/ритмическая игра «Молотки»
Логопедическая гимнастика/стихотворение с движениями
«Фиалка»
про Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»/хоровод
31
32
33
34
35
36
бурого
«Цветы»/словенская народная песня «Белка пела и
мишку
и плясала»/ хороводная игра «На лесной полянке»/ песня
мышку«Варись, каша!»
вертушку
Логопедическая
гимнастика/чистоговорка
«ж»/
логопедическое упражнение/стихотворение с движениями
«Фиалка»
Чьи
это Чистоговорка «и-и'»
ушки?
Песня о весне по выбору/хороводная игра «А мы по лесу
гуляли»/песня «Варись, каша!»/ хороводная игра «На
лесной полянке»/словенская народная песня «Белка пела
и плясала»
Ритмическая игра «Молотки»/подвижная игра «Филин и
мыши»
Логопедическая гимнастика/стихотворение с движениями
«Фиалка»
История о «Двигательные упражнения «Мышиная зарядка»
том,
как Массаж рук «Умывалочка»
мышата
Логопедическая гимнастика/пальчиковая игра «Десять
помогли
мышат»/ чистоговорка «ч-ш»
зайчонку
Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»/ подвижная игра
найти свой «Филин и мыши»/ стихотворение с движениями
дом
«Семейка»
Песня «Варись, каша!»
Красный
Пальчиковая игра «Десять мышат»/хороводная игра «А
фонарик
мы по лесу гуляли»/ хороводная игра «На лесной
полянке»
Подвижная игра «Филин и мыши»
Стихотворение с движениями «Семейка»
Логопедическая гимнастика на укрепление мимикоартикуляторных мышц
Чистоговорка «д-д'»
Массаж рук ―Умывалочка»
Песня «Варись, каша!»/ танец «Веселая полька»
Колесо
Песня о солнце/ песня/ танец «Веселая полька»
Игра на внимание «Автомобиль» / игра «Лягушки и
цапля»
Двигательные упражнения «Щенок»/ стихотворение с
движениями «Семейка»
Логопедическая
гимнастика/
чистоговорка
«вв'»/пальчиковая игра «Десять мышат»
БычокПесня о солнце
смоляной
Пальчиковая игра «Десять мышат»/ игра «Кот и мыши»/
бочок
игра «Лягушки и цапля»
Массаж рук «Умывалока»
Логопедическая гимнастика на стимуляции мимикоартикуляторных мышц/ чистоговорка «ч»/ стихотворение
с движениями «Семейка»
КозаМассаж рук «Умывалока»
обманица
Русская народная потешка с движениями «Козонька
рогатая»/ танец «Веселая полька»/ летний хоровод (по
выбору)
Логопедическая гимнастика/ пальчиковая игра «Десять
мышат»/ фонопедическое упражнение
Игра «Кот и мыши»/ игра «Лягушки и цапля»/ игра на
развитие внимания «Коза и волк»
Чистоговорка «л-л'»
2.3. Перспективное планирование логоритмических занятий для детей 5-7
лет
Задачи:
1.Продолжать активизировать и обогащать словарный запас, развивать фонематическое
восприятие и фонематические представления детей.
2.Продолжать активизировать и обогащать словарный запас, развивать фонематическое
восприятие и фонематические представления детей.
3.Продолжать развивать мелкую и общую моторику; способность произвольно
передвигаться в пространстве, переключаемость и координацию движений во взаимосвязи с
речью.Продолжать развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемость
артикуляционных движений.Продолжать развивать дыхание, голос, улучшать дикцию,
координировать слух и голос.
4. Продолжать развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное)-способность
переходить от одного действия к другому; восприятие (зрительное, слуховое) и память
(двигательную, зрительную, слуховую).
5. Продолжать развивать чувство ритма, развивать способность изменять голос по силе,
высоте, тембру. ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
6.Продолжать развивать творческие способности детей, воспитывать нравственноэстетические и этические чувства.
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
№ занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Название занятия
Сбор грибов и ягод
Путешествие язычка
В гостях у лесного гнома
Яблоко
Пых
Спор овощей
Колосок
Приключения дождика
Краски осени
Палочка-выручалочка
Как коза в лесу избушку построила
Кот, петух и лиса
Теремок –холодок
Дед Мороз построил дом
Отчего у белого медведя нос черный
Елка
17
18
19
20
21
22
23
24
Снеговик на елке
Морозята
Мороз Иванович
Приключения снежинки
Снежная книга
Мороз, солнце и ветер
Парад на красной плоади
Гуси –лебеди
25
26
27
28
Я маму мою обидел
Кем быть?
Откуда у носорога шкура
Откуда у верблюда горб
29
30
31
32
Откуда у кита такая глотка
Космическое путешествие
Лекарство от зевоты
Солнышко
Май
33
34
35
36
Колобок
Волшебное зеркальце
Как муравьишка дом солнца искал
История о том, как гном построил дом
Содержание программы для детей 5-7 лет
№ п/п
1
2
3
Тема
Содержание
занятия
Спор грибов Двигательное упражнение «Прогулка в лес»
и ягод
Пальчиковая игра «Здравствуй!»
Чистоговорка «с-с’»
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
Массаж спины под песню «Дождик»
Русская народная закличка «Дождик, лей!»
Двигательные упражнения «Грибы»
Упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка,
повтори!»
Упражнение на развитие внимания «По ягоды»
Логопедическая гимнастика
Игра «Гриб волнушка»
Коммуникативный танец «Хоровод дружбы»
Путешестви Сказка про язычок»
е язычка
Чистоговорка «с-с’»
Пальчиковая игра «Здравствуй!»
Коммуникативная
игра
«Здравствуй,
друг!»/
коммуникативный танец «Хоровод дружбы»
Песня об осени
Массаж спины под песню «Дождик»
Русская народная закличка «Дождик, лей!»
Упражнение логопедической гимнастики «Грибок»/ по
выбору
Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»
Игра «Гриб волнушка»
Двигательное упражнение «Электричка»
Упражнение на развитие мимических мышц и
эмоциональной сферы «Пассажиры»
Фонопедические упражнения
В гостях у Попевка «Осенины» Т.Тютюнниковой
лесного
Ритмическая игра «Лешкин клен»
гнома
Двигательные упражнения «В гости к гному»
Пальчиковая игра «Здравствуй!»
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
Чистогворка «с-з»
Упражнение на развтие ритмического слуха «По
ягоды»/на увеличение выдоха «Страшная сказка» В.
Емельянова, И.Трифоновой
Логопедическая гимнастика на укрепление губ/по выбору
Вальс «Осенний сон» А. Джойса
Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»
Попевка «Кап-кап-кап»
Массаж спины под песню «Дождик» Е.Попляновой
Русская народная закличка «Дождик, лей!»
Игра на развитие внимания «Лужа»
4
5
6
7
Яблоко по Пальчиковая игра «Здравствуй!»
мотивам
Ритмическая игра «Лешкин клен»
сказки
В. Вальс «Осенний сон» А. Джойса/ Попевка «Осенины»
Сутеева
Т.Тютюнниковой/ песня об осени (по выбору)
Упражнение на развитие внимания «Полет»
Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»
Игра «Гриб волнушка»
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
Чистоговорка «т-т’»
Попевка «Кап-кап-кап»
Массаж спины под песню «Дождик» Е.Попляновой
Логопедическая гимнастика
коммуникативный танец «Хоровод дружбы»
Пых
Попевка «Кап-кап-кап»
Массаж спины под песню «Дождик» Е.Попляновой
Попевка «Осенины» Т.Тютюнниковой/ песня об осени (по
выбору)
Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»
Игра «Гриб волнушка»
Ритмическая игра «Лешкин клен»
Танец с листьями
Упражнение на развитие дыхательных мышц и
укрепление голосового аппарата «Ветер»
Стихотворение с движениями «Малина»
Хоровод «По малину» А.Филипенко
Пальчиковая игра «Варим суп»
Дыхательное упражнение «Звуковое дыхание» по методу
М. Лазарева
Чистоговорка «д-д’»
Игра на развитие быстроты реакции «Ежик»
Спор
Фонопедические упражнения «Осень»
овощей
Танец с листьями
Ритмическая игра «Лешкин клен»
песня об осени (по выбору)
Хороводная игра «Здравствуй, осень!»
Попевка «Кап-кап-кап»
Массаж спины под песню «Дождик» Е.Попляновой
Русская народная закличка «Дождик, лей!»
Общеразвивающие упражнения «На огороде»
Чистоговорка
Стихотворение с движениями «Малина»
Хоровод «По малину» А.Филипенко
Логопедическая гимнастика
Пальчиковая игра «Варим суп»
Коммуникативный танец «Хоровод дружбы»
Колосок
Речевое упражнение «Петушок»
Пальчиковая игра «Здравствуй!»/ Коммуникативная игра
«Здравствуй, друг!»
Логопедическая гимнастика
Попевка «Кап-кап-кап»
Массаж спины под песню «Дождик» Е.Попляновой
Русская народная закличка «Дождик, лей!»
Пальчиковая игра «Варим суп»
8
Приключени
я дождика
9
Краски
осени
10
Палочкавыручалочка
11
Как коза в
лесу
избушку
построила
12
Кот, петух и
лиса
13
Теремок
–
Хоровод «По малину» А.Филипенко/ Попевка «Осенины»
Т.Тютюнниковой/ Хороводная игра «Здравствуй, осень!»
Фонопедические упражнения
Чистоговорка «л-л’»
Хороводная игра «Здравствуй, осень!»/ Коммуникативная
игра «Туча»/ танец (по выбору)
Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»
Считалка
Игра «Гриб волнушка»/ пальчиковая игра «Варим суп»/
игра «Кто скорее?»
Массаж спины под песню «Дождик» Е.Попляновой
Логопедическая гимнастика
Танец с листьями/ хоровод «Урожай собирай» А.
Филипенко
Упражнение на развитие внимания «Дождик поливает
грядки»
Песня о дожде (по выбору)
Попевка «Кап-кап-кап»
Распевка
«Осенние
листья»/
хороводная
игра
«Здравствуй, осень!»/ танец осенних листьев/ хоровод
«Урожай собирай» А.Филипенко/ попевка «Кап-кап-кап»/
песня об осени (по выбору)
Фонопедические упражнения «Перед дождем»
Пальчиковая игра «Осень»/ игра «Кто скорее?»/ «Варим
суп»
Стихотворение с движениями «Малина»/ считалка
Чистоговорка «ц-ц’»
Пальчиковая игра «Осень»/ игра «Кто скорее?»/ считалка/
французская народная игра «Зайцы и волк»
Песня об осени (по выбору)/ хоровод «Урожай
собирай»А.Филипенко/ попевка «Качели» Е. Тиличевой/
танец (по выбору)
Чистоговорка «н-н’»/ логопедическая гимнастика
Упражнение на развитие внимания «Не упади!»/ на
развитие мимики
Скороговорки/ стихотворение с движениями «Елка»/
французская народная игра «Зайцы и волк»/ пальчиковая
игра «Осень»
Пальчиковая игра «Строим дом»
Хоровод «Урожай собирай» А.Филипенко/ попевка
«Качели» Е. Тиличевой/ песня об осени (по выбору)/
танец (по выбору)
Упражнение на развитие внимания «Замри»/ игра «Кто
скорее?»/ упражнение на развитие мимики/ Чистоговорка
«д-д’»/логопедическая гимнастика/
Попевка «Небо синее» Е. Тиличевой/ попевка «Качели»
Е.Тиличевой/ песня об осени (по выбору)
Пальчиковая игра «Строим дом»/ Пальчиковая игра
«Осень»/ чистоговорка «р»/ французская народная игра
«Зайцы и волк»
Фонопедические
упражнения
«Листочек»/речевое
упражнение «Петушок»/ упражнение на развитие
внимания «Замри»/
Стихотворение с движениями «Елка»
Логопедическая гимнастика
Чистоговорка «Холода»
холодок
14
15
16
17
Попевка «Небо синее» Е. Тиличевой/ песня с движениями
«В лесу родилась елочка» Е.Бекман/ попевка «Качели» Е.
Тиличевой/ «Вальс-шутка» Д.Шостаковича/ песня о зиме
(по выбору)
Игра на развитие внимания «Птицы»/ стихотворение с
движениями «Елочка»/ пальчиковая игра «Строим дом»/
пальчиковая игра «Снеговик»/ французская народная игра
«Зайцы и волк»/ польская хороводная игра «Лавата»
Логопедическая гимнастика
Фонопедические упражнения по методу В.Емельянова/
упражнение на развитие воображения «Дорожка»/
двигательные упражнения «Ты шагай!»/ ритмическое
упражнение «Мороз»
Дед Мороз Попевка «Небо синее» Е. Тиличевой/ хоровод «В лесу
построил
родилась
елочка»
Е.Бекман/
«Вальс-шутка»
дом
Д.Шостаковича/ песня о Деде Морозе (по выбору)/
польская хороводная игра «Лавата»
Чистоговорка «л-л’»/ стихотворение с движениями
«Елочка»
Фонопедические упражнения «Метель»/ упражнение на
развитие
воображения
«Дорожка»/
ритмическое
упражнение «Мороз»
Пальчиковая игра «Строим дом»/ игра на развитие
внимания «Лесные звери»/ пальчиковая игра «Снеговик»/
игра «Ветер северный»
Логопедическая гимнастика
Отчего
у Попевка «Небо синее» Е. Тиличевой/ песня о зиме (по
белого
выбору)/ «Вальс-шутка»/ песня о Деде Морозе (по
медведя нос выбору)/ елочный хоровод (по выбору)
черный
Упражнение на развитие воображения «Дорожка»/
упражнение на развитие внимания «Белый медведь»/
двигательные упражнения «Ты шагай!»/ ритмическое
упражнение «Мороз»
Чистоговорка «с-с’»
Пальчиковая игра «Снеговик»/ игра «Ветер северный»
Логопедическая гимнастика
Фонопедические упражнения «Напугаем медведя»
Елка
Пальчиковая игра «Снеговик»/ игра «Ветер северный»/
пальчиковая игра «Украшаем елочку»/ игра «Заморожу»
Упражнение на воображение «Дорожка»/ упражнение на
внимание «Сорока»/ двигательные упражнения «Ты
шагай!»/ упражнение «Смелый наездник»/ ритмическое
упражнение «Мороз»
Стихотворение с движениями «Елка»
Песня о зиме (по выбору)/ «Вальс-шутка»/ новогодний
хоровод (по выбору)/ польская хороводная игра «Лавата»
Фонопедические упражнения «В лесу»
Чистоговорка «п-п’»
Логопедическая гимнастика
Снеговик на Чистоговорка «в-в’»
елке
Фонопедические упражнения «Зима»/ упражнение на
координацию речи и движения «Зимние забавы»/
ритмическое упражнение «Мороз»/ упражнение на
развитие мимических мышц
Песня о зиме (по выбору)/ песня о Деде Морозе (по
выбору)/ новогодний хоровод (по выбору)/ «Вальсшутка»/ польская хороводная игра «Лавата»
Игра «Ветер северный»/ пальчиковая игра «Снеговик»/
18
19
20
21
22
23
пальчиковая игра «Украшаем елочку»/ игра «Маскарад» /
игра «Заморожу»
Логопедическая гимнастика
Морозята
Фонопедическое упражнение «Морозята»/ ритмическое
упражнение «Мороз»/ упражнение на координацию речи
и движения «Зимние забавы»
Песня о зиме (по выбору)/ «Вальс-шутка»/ новогодний
хоровод (по выбору)/ польская хороводная игра «Лавата»
Пальчиковая игра «Украшаем елочку»/ игра «Маскарад»/
пальчиковая игра «Мастера»/ игра «Заморожу»
Стихотворение «Осторожный снег»
Чистоговорка «з-з’»
Логопедическая гимнастика
Мороз
Логопедическая гимнастика «Потягушки»
Иванович
Упражнение на координацию речи и движения «Умелые
руки»/ упражнение на координацию речи и движения
«Зимние
забавы»/
фонопедические
упражнения/
двигательные упражнения «Ты шагай!»/ упражнение на
воображение «Дорожка»
Песня о зиме (по выбору)/ «Вальс-шутка»
Чистоговорка «к-к’»
Игра «Яблочко»/ пальчиковая игра «Вышла чашка
погулять»/ пальчиковая игра «Мастера»
Стихотворение «Осторожный снег»
Приключени Фонопедические упражнения «Приключение Снежинки»/
я снежинки
двигательные
упражнения
«Лесные
жители»/
двигательные упражнения «Лесные жители»/ упражнение
на координацию речи и движения «Умелые руки»
Песня о зиме (по выбору)
Чистоговорка «ц»
Игра «Яблочко»/ пальчиковая игра «Мастера»/ игра
«Снежинки, летайте!»/ пальчиковая игра «Вышла чашка
погулять»
Логопедическая гимнастика для языка
Стихотворение «Осторожный снег»
Снежная
Логопедическая гимнастика «Язычок»
книга
Коммуникативная
игра
«Здравствуй,
дружок!»/
пальчиковая игра «Мастера»/ игра «Яблочко»/ игра
«Филин»/ пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»
Скороговорки
Упражнение на координацию речи и движения «Умелые
руки»/ пальчиковая игра «Мастера»/ двигательные
упражнения «Лесные жители»/ игра на развитие
внимания «Как заяц от лисы прятался»/ упражнение на
развитие мимических мышц «Лиса»
Стихотворение «Осторожный снег»
Мороз,
Упражнение на развитие внимания «На лошадке»/
солнце и
упражнение на координацию речи и движения «Умелые
ветер
руки»/ фонопедические упражнения «Кто как кричит»
Пальчиковая
игра
«Вышла
чашка
погулять»/
коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!»/ игра
«Филин»/ игра на развитие дыхания «Ветер»/ игра
«Яблочко»
Песня о бабушке/ общий танец (по выбору)
Логопедическая гимнастика
Чистоговорка «л-л’»
Парад на
Упражнение на развитие слухового внимания «На
Красной
самолете»/ упражнение с флажками/ упражнение на
площади
24
25
26
27
развитие мелкой моторики
Речевая
игра
«Гости»/
коммуникативная
игра
«Здравствуй, дружок!»/ пальчиковая игра «Вышла чашка
погулять»/ игра «Горячий конь»
Логопедическая гимнастика
Чистоговорка «т-т’»
Музыкально-ритмическая
композиция
«Впередгардемарины!»/ песня «Наша родина сильна»
Гуси –
Упражнение на развитие внимания «На лошадке»/
лебеди
упражнение на координацию речи и движения «Умелые
руки»/ двигательные упражнения «Ты шагай!»/
фонопедические упражнения «В лесу»
Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!»/ игра
«Яблочко»/ игра «Филин»/ пальчиковая игра «Вышла
чашка погулять»/ игра «Спрячся от гусей-лебедей»/
речевая игра «Гости»
Логопедическая гимнастика
Стихотворение с движением «Поедалочка»
Чистоговорка «к-к’»
Песня о маме (по выбору)
Я маму мою Логопедическая гимнастика/ логопедические рифмовки
обидел
Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»/ ритмическая
игра «Молоток»/ игра «Звездочки»
Чистоговорка «м-м’»
Двигательные упражнения/упражнение на координацию
речи и движения «Самолет»
Музыкально-ритмическая
композиция
«Вперед,
гардемарины!»/песня о маме (по выбору)
Кем быть?
Упражнение на координацию речи и движения «Умелые
руки»
Ритмическая игра «Молоток»/ игра «Иголка и нитка»/
игра на развитие внимания «Наши кони чисты!»/
пальчиковая игра «Две мартышки»/ игра «Звездочки»
Логопедическая гимнастика
Стихотворение с движением «Поедалочка»
Чистоговорка «р-р’»
Музыкально-ритмическая
композиция
«Вперед,
гардемарины!»/ упражнение на координацию речи и
движения «Самолет»/
Откуда
у Музыкально-ритмическая
композиция
«Вперед,
носорога
гардемарины!»/песня о солнце (по выбору)
шкура
Упражнение на координацию речи и движения «У моря»/
упражнение на координацию речи и движения
«Обезьяны»/ двигательные упражнения «Кто как идет»/
упражнение на координацию речи и движения «Самолет»
Логопедическая гимнастика
Пальчиковая игра «Две мартышки»/самомассаж тела
«Черепаха»/ игра на внимание «Купание»/ игра
«Звездочки»
Стихотворение с движением «Поедалочка»
Чистоговорка «к-к’»
28
29
30
31
32
Откуда
у Упражнение на развитие внимания «Наши кони чисты»/
верблюда
двигательные упражнения «В пустыне»
горб
Игра «Горячий конь»/пальчиковая игра «Две мартышки»/
игра «Звездочки»
Чистоговорка «з-з’»
Упражнение на развитие дыхания по А.Стрельниковой/
упражнение на координацию речи и движения
«Обезьяны»/ упражнение на координацию речи и
движения «Самолет»/ упражнение на координацию речи и
движения «Умелые руки»
Логопедическая гимнастика/ самомассаж тела «Черепаха»
Песня о солнце (по выбору)
Самомассаж тела «Черепаха»
Откуда
у Упражнение на координацию речи и движения «У моря»
кита такая Музыкально-ритмическая
композиция
«Вперед,
глотка
гардемарины!»/
речевое
упражнение
«Рыбки
разговаривают»
Коммуникативная игра «Рыбки»/ игра «Кит и
рыбки»/игра «Звездочки»
Самомассаж тела «Черепаха»/логопедическая гимнастика
на стимуляцию движений мышц нижней челюсти/
скороговорки
Песня с движениями «Рыбка»/песня или танец (по
выбору)
Космическо Пальчиковая гимнастика/ логопедическая гимнастика/
е
самомассаж тела «Черепаха»
путешествие Стихотворение с движениями «Где петушок носит
гребешок?»/ скороговорки
Упражнение на координацию речи и движения
«Обезьяны»/ фонопедические упражнения «Ракета»/
упражнение на координацию речи и движения «Полет»/
упражнение на развитие мимических мышц «Цветы»/
упражнение на координацию речи и движения «У моря»
Пальчиковая игра «Две мартышки»/ игра «Звездочки»/
коммуникативная игра «Рыбки»/ игра «Кот и рыбки»
Музыкально-ритмическая
композиция
«Волшебный
цветок»/ песня о солнце (по выбору)/ двигательные
упражнения «Рыбки»/ песня с движениями «Рыбка»/
ритмический танец «Веселые путешественники»
Лекарство от Фонопедические упражнения/ логопедическая гимнастика
зевоты
на стимуляцию движений нижней челюсти/ пальчиковая
игра «Две мартышки»/ скороговорки/ самомассаж тела
«Черепаха»/ стихотворения с движениями «Где петушок
носит гребешок?»/ ритмическое упражнение «Смешинка»
на дифференциацию звуков [х-х’]/ игра «Солнечные
зайчики и тучка»
Песня о весне (по выбору)/ ритмический танец «Веселые
путешественники»/ песня о солнце (по выбору)
Упражнение на координацию речи и движения
«Обезьяны»
Солнышко
Закличка «Солнышко-ведрышко»/ песня о солнце (по
выбору)/ весенний хоровод (по выбору)/ хороводная игра
«Колобки»
Стихотворение с движениями «Где петушок носит
гребешок?»/ скороговорка
Игра «Петя-петушок»/ игра «Солнечные зайчики и
тучка»/игра на развитие внимания и творческих
способностей «Бубен или погремушка»
33
34
35
36
2.4
Логопедическая гимнастика
Двигательные
упражнения/
упражнения
на
продолжительность выдоха
Колобок
Стихотворение с движениями «Где петушок носит
гребешок?»/закличка «Солнышко-ведрышко»
Игра «Петя-петушок»/ хороводная игра «Колобки»/
коммуникативная игра «Рыбки»/ игра «Солнечные
зайчики и тучка»
Фонопедическиое
упражнение/
упражнение
на
координацию речи и движения «У моря»
Песня о весне (по выбору)/ песня с движениями «Рыбка»/
ритмический
танец
«Веселые
путешественники»/
динамическая пауза «Принцесса»/ весенний хоровод (по
выбору)
Логопедическая гимнастика «Медведь» (по выбору)
Волшебное
Закличка «Солнышко-ведрышко»/ песня о солнце (по
зеркальце
выбору/
музыкально-ритмическая
композиция
«Волшебный цветок»/ динамическая пауза «Принцесса»/
песня с движениями «Рыбка»/ весенний хоровод (по
выбору)
Игра «Солнечные зайчики и тучка»/ коммуникативная
игра «Рыбки»/ игра «Мишки и пчелы»/ игра «Зеркало» на
развитие творческих способностей
Логопедическая гимнастика/ скороговорки
Двигательные упражнения «Мишка-воршка»
Как
Фонопедическиое упражнение/ двигательные упражнения
муравьишка «Муравьи»
дом солнца Весенний хоровод (по выбору)/ ритмический танец/
искал
«Танец бабочек»/ динамическая пауза «Принцесса»/ песня
о солнце (по выбору)
Логопедическая гимнастика/ пальчиковая гимнастика
«Гусеница»/ стихотворение «Жук» на автоматизацию
звука «Ж»/ стихотворение с движениями «Солнышко»
Игра «Мишки и пчелы»/ игра «Паучок и мушки»
История
о Фонопедическое упражнение/ двигательные упражнения
том
,как «Солнечные зайчики»/
гном
Ритмическая игра «Молоток»/ Пальчиковая игра
построил
«Маляр»/ игра «Паучок и мушки»/ игра «Мишки и
дом
пчелы»
Песня о солнце (по выбору)/ ритмический танец/ танец
(по выбору)
Стихотворение с движениями «Солнышко»/ считалка
Логопедическая гимнастика/ пальчиковая гимнастика
«Гусеница»
Содержание занятий по логоритмике
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
- Ходьба и маршировка в различных направлениях
- Упражнения на развития дыхания, голоса, артикуляции
- Упражнения регулирующие мышечный тонус
- Упражнения активизурующие внимание
- Речевые упражнения без музыкального сопровождения
- Упражнения для развития музыкального слуха
- Ритмические упражнения
- Пение
- Упражнения в игре на инструментах
- Импровизация на детских музыкальных инструментах
- Игровая деятельность
а) игры на мете (статические)
б) малоподвижные игры
в) подвижные игры
г) сюжетные подвижные игры
д) игры с элементами спорта
е) игры драмматизации
- Развитие творческой инициативы
- Заключительные упражнения на расслабление (релаксацию).
2.5
Список используемой литературы
1.М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет». – М.: ТЦ Сфера,
2008. – 160 с.
2.М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет». – М.: ТЦ Сфера,
2008. – 160 с.
3.М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет». – М.: ТЦ Сфера,
2008. – 208 с.
4.М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет». – М.: ТЦ Сфера,
2006. – 192 с.
5.Кузнецова И.Г. «Логоритмика»
6.Глушакова О.А., Дедова С.И. - Весѐлые счѐтные палочки.
7.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой
гимнастики. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
8.Мария Монтессори: Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.
9.Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для
работы с детьми 3-7 лет».
10.Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». – М.: ТЦ
Сфера, 2008.
11.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.