Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 55 (далее по тексту – Программа) разработана для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 55 (далее по тексту – МБДОУ), для детей с ОВЗ на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развития детей, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Педагогический процесс построен на базе следующих программ:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под редакцией Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой.
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. .
Содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ планируется с учетом результатов психолого-педагогического обследования, позволяющего выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей.
Цели и задачи реализации программы
Цели Программы:
- формирование общей культуры,
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
- формирование предпосылок к учебной деятельности;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.
При этом реализуется цель коррекционно-педагогического процесса: организация процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ, удовлетворяющего как их общие, так и особые образовательные потребности, заданные характером нарушения психического развития.
Для реализации поставленных целей решаются следующие задачи:
- создание специальных условий для воспитания и образования детей с ОВЗ;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы;
- обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи адаптированной основной образовательной программы решаются через вариативные формы специального сопровождения детей с ОВЗ. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей детей с ОВЗ и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Предусматривается возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий воспитания и образования.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших с ребенком изменений или их отсутствия, т. е. контроля динамики хода и эффективности коррекции.
Проведение диагностических процедур, пронизывающих (охватывающих) все этапы коррекционно-педагогической деятельности – от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата, проводят специалисты дошкольного отделения.
Психолого-педагогическое обследование (учитель-дефектолог) – включает в себя глубокое, всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка: познавательной деятельности, прогноз возможных трудностей обучения и воспитания, определение оптимального пути развития.
Психологическая диагностика (педагог-психолог) – направлена на выявление психологической структуры нарушения у ребенка, определение сохранных зон развития для подбора адекватных средств и форм воспитания и обучения.
Педагогическая диагностика (воспитатель) – это отслеживание индивидуальной динамики развития ребенка, выявление эффективности педагогических действий, дальнейшее планирование педагогической деятельности.
Планируемые результаты освоения программы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
При соблюдении требований к условиям реализации программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Полноценное освоение программы детьми с ОВЗ возможно при создании условий для реализации их особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую коррекционную помощь.
Согласно требованиям ФГОС ДО психолого-педагогическая работа с детьми проводится по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В рамках реализации программы проводятся специальные коррекционные мероприятия: коррекционная работа с детьми осуществляется в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, окружающая среда оформлена специальным образом, разработана система воспитательных мероприятий, используются разнообразные технологии обучения, коррекционно-развивающие упражнения.
С детьми проводятся подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Реализация предусмотренных программой мероприятий предполагает оказание адекватной и эффективной коррекционной помощи каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог. Специалисты организуют, проводят и координируют коррекционно-развивающую и воспитательно-образовательную работу.
Цель деятельности учителя-дефектолога заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи дошкольникам с ЗПР, испытывающим трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях дошкольного учреждения.
Педагог-психолог реализует в своей работе задачи сохранения и укрепления психического здоровья детей, способствует их гармоничному развитию в условиях дошкольного учреждения, а также оказывает своевременную помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Для этого решаются следующие задачи: адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сфере жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Целью занятий воспитателя является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением программы.
Объединяющей структурой совместной работы учителей-дефектологов, педагога-психолога, воспитателей и других специалистов является психолого-педагогический консилиум (ППк). Функционирование консилиума позволяет обобщить наблюдения педагогов, результаты обследования специалистов и разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу для ребенка с ОВЗ. А также отслеживать эффективность коррекционных мероприятий, и по мере необходимости вносить коррективы.
Система коррекционной работы по программа с детьми с ЗПР направлена:
- на выявление индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей детей с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, и создание адекватных условий для их реализации;
- на осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- на оказание индивидуальной помощи в освоении детьми с ЗПР адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
- на возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного поведения, взаимодействия с взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире.
Для детей с ЗПР образовательный процесс организуется с учетом специфики усвоения ими знаний, умений и навыков («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития). Образовательная среда организуется с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженный общий тонус и др.)
Психолого-педагогическая помощь семьям воспитанников с ОВЗ состоит из мероприятий, проводимых с родителями (законными представителями):
- консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;
- просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;
- согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях детского сада и семьи;
- помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;
- участие родителей в работе психолого-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;
- регулярные контакты родителей и специалистов (беседы, телефон и др.)
Сотрудничество с семьями направлено на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов МБДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников в интересах ребенка с ОВЗ и его семьи.
Развивающая образовательная среда МБДОУ для дошкольников с ОВЗ, построена с учетом их особых образовательных потребностей. Выделены отдельные, специально оборудованные помещения для проведения занятий с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Программа обеспечивает разносторонне развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с задержкой психического развития учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ОВЗ.
Дети с задержкой психического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью — до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.
Программа предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с задержкой психического развития, принятых в дошкольное учреждение на основе протокола ПМПК при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе всех педагогов.
На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР.
В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года.
Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.
Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения диагностики: первичной и повторной, обработки и анализа полученных результатов.
Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Существует проблема позднего выявления детей с ЗПР, так как родители поздно обращаются в лечебные учреждения и психолого-медико-педагогическую комиссию, поэтому в основном в ДО приходят дети в возрасте 5-7 лет и лишь единицы 3-4 летнего возраста.
Нарушение развития высших психических процессов, а также комплексные и интеллектуальные нарушения могут сказываться на физическом состоянии ребенка. Все психофизические нарушения, в той или иной мере, замедляют и искажают развитие всех видов детской деятельности.
Возраст 5-7 лет. Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР – это дети с нереализованными возрастными возможностями. Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Им свойственна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности — в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием . В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания. Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления — дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос: «Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?», — ребенок может ответить: «Это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку». Затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Однако, дошкольники с ЗПР, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне. Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия. Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет. У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается. Однако, у детей с ЗПР, в сравнении с нормой, уровень развития игровой деятельности достаточно низкий и требует коррекции. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я». В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такой ребенок оказывается психологически не подготовленным к школе по всем параметрам. Задержка психического развития – наиболее распространенная психическая проблема среди детей. Зачастую ЗПР не является заболеванием и характеризуется лишь небольшим отставанием ребенка в развитии. Обычно обнаруживают, когда ребенку исполняется 6-7 лет, и он идет в школу. Дети с ЗПР несколько отстают от сверстников, хуже усваивают школьные знания, имеют проблемы с дисциплиной и предпочитают игровую деятельность учебной.
Характеристика видов ЗПР. Многообразие проявлений ЗПР определяется также глубиной повреждений и различной степенью незрелости мозговых структур. Поэтому подразделяют несколько видов ЗПР. Задержка психического развития – это психическое расстройство, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это расстройство является более легким, чем, например, олигофрения, и поддается лечению.
Конституциональное происхождение. Дети с ЗПР конституционального происхождения характеризуются инфантильным типом телосложения, имеют эмоциональное развитие, характерное для более младшего возраста, могут творчески мыслить и долго играть. Дети с подобными отставаниями гораздо более подвижны, чем их сверстники, однако при интеллектуальных нагрузках устают раньше. Таким детям трудно усваивать общую школьную программу и подчинятся общей дисциплине.
Соматогенное происхождение. Дети с ЗПР соматогенного происхождения менее развиты в эмоциональном плане из-за каких-либо хронических заболеваний, например, порока сердца. Такие дети чувствуют неуверенность в собственных силах, боятся окружающего мира, легко теряются в непривычных условиях.
Психогенное происхождение. Дети с задержкой психо-речевого развития психогенного происхождения страдают данным расстройством исключительно из-за неправильного воспитания. У детей с подобным отставанием бывают большие проблемы с дисциплиной, у них отсутствуют чувство ответственности и долга, они не умеют ограничивать свои желания и зачастую проявляют излишнюю эмоциональность, либо агрессивность. Обратная сторона медали – излишне боязливые и не самостоятельные дети, расстройство у которых проявилось в результате жестокого и грубого обращения родителей.
Церебрально-органическое происхождение. Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения страдают поражением головного мозга, от размера и времени которого зависит степень задержки психического развития. У одних детей задержка проявляется в форме небольшого отставания развития, у других – в форме олигофрении. Дети с подобными задержками могут иметь совершенно разные симптомы и кажутся своим родителям совершенно нормальными, что не совсем соответствует действительности.
Педагогическая запущенность. У ребенка с полноценной нервной системой, длительно находящегося в условиях информационной и часто эмоциональной депривации (дефицита полноценных эмоциональных контактов со взрослыми), наблюдается недостаточный уровень развития навыков знаний и умений. Дети с ОВЗ (РДА, синдром Дауна, ДЦП, дети с нарушением зрения и слуха, дети с нервно-психическими нарушениями) имеют ряд общих особенностей в своем психомоторном развитии. Нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи. Повышенная истощаемость всех психических процессов выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр. Затруднено переключение с одного вида деятельности на другой, наблюдается застревание на отдельных фрагментах учебного материала. Внимание этих детей устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд. Для этих детей характерно реагирование на сенсорные раздражители. У некоторой категории детей отмечается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний . При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в не обращенный к нему разговор. Общие черты отставания в развитии речи:
— меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
-пробелы в освоении грамматических конструкций;
— способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
— больше, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
— трудности в понимании заданий.